Домой Болезни Современная стратегия обновления и развития образования. Проблемы стратегий образования в современном мире и тактика образовательной деятельности в свете современной социальной философии

Современная стратегия обновления и развития образования. Проблемы стратегий образования в современном мире и тактика образовательной деятельности в свете современной социальной философии

Кризисные явления в образовании и воспитании возникли не вдруг. Они обострились и явственно проявились к началу 80-х годов. Истоки их были заложены еще в начале 30-х годов, а обнаруживаться они начали уже в 70-е годы, что было связано с директивным переходом к всеобщему среднему образованию, более сложным программам обучения для всех и явной несостоятельностью унифицированной системы образования, ее неприспособленностью к решению задач формирующегося динамичного постиндустриального общества.

В середине 60-х годов образование в нашей стране по многим параметрам занимало лидирующее положение в мире. Мы вышли на ведущее место по глубине и основательности образовательных программ, по качеству знаний школьников, ввели всеобщее среднее образование. Очень быстро происходило расширение масштабов высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.

Однако в последующие годы наша образовательная система утратила динамизм, мы перестали замечать быстрые сдвиги в образовании в ведущих странах Запада и в развивающихся странах Востока. Нарастали социально-экономические противоречия внутри страны, а образовательная система на них не реагировала, ибо реформы образования носили косметический характер, а школа оставалась во многом официальной и казенной.

В обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров, усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности - эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики.

В середине 80-х годов обнаружилось, что по ряду параметров наша школа серьезно отстает от зарубежной. Мы значительно отставали от развитых стран по масштабам высшего образования. Наметилась и тенденция к свертыванию объемов полного среднего образования. Значительно опередили нас зарубежные коллеги по степени и глубине дифференциации и индивидуализации образования. Отстала наша школа и по продолжительности образования. У нас средняя продолжительность образования была 10,5 лет. В США и Японии - 12 - 13,5 лет. Долгое время в школе преобладала установка на унификацию, на единые стандарты, на подавляющий приоритет коллективного начала, что приводило к определенной нивелировке личности учащегося, недостаточному раскрытию ее самобытности, активности, инициативы, творческого потенциала. Наша школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все проблемы своими силами. Школа пока серьезно отстает по формированию у молодежи социальной адаптивности и мобильности, жизненной устойчивости, самостоятельности, предприимчивости, инициативы, т. е. как раз таких качеств, которые совершенно необходимы при переходе общества к рыночной экономике.

Обнаружились, несмотря на красивые лозунги и отдельные позитивные примеры, скудность материального обеспечения и слабость кадровой базы ввиду «утечки мозгов» из системы образования в другие, более привлекательные, более престижные и материально выгодные сферы деятельности. Одно из проявлений этой тенденции - феминизация школы.

В начале 90-х годов в связи с перестройкой экономики и социальной жизни, попытками форсированного перехода к рыночной экономике в стране возник системный социально-экономический кризис, который не мог не отразиться на образовании. В связи с новыми социально-экономическими условиями наибольшие потери понесло начальное звено образования и воспитания - детские дошкольные учреждения. Многие ведомственные детские сады оказались брошенными, были закрыты или преобразованы в образовательные учреждения иного вида. Об этой потере можно только сожалеть. Есть и еще очень важная потеря - развалилась старая система воспитания. Прежняя система воспитания оказалась несостоятельной и в связи со сменой идеологических ориентиров, и в связи с ее авторитарностью, заформализированностью, «мероприятийным» характером, а также в силу своего «школоцентризма» и слабого использования педагогических возможностей среды. О развале старой воспитательной системы вряд ли стоит сожалеть, но сохранить лучшее из наработанного, восполнить образовавшийся вакуум необходимо. Эти процессы набирают силу, требуют поиска, инициативы, вдумчивого анализа.

Однако, несмотря на все трудности, система российского образования выжила и сохранила свой высокий мировой статус. Более того, наше образование не только сохранилось, но и приобрело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным. Появилась реальная возможность выбора типа учебного заведения, уровня изучаемых программ, степени и характера помощи. Следует подчеркнуть, что образование выжило именно потому, что оно обновлялось, что проводился настойчивый и продуктивный поиск новых вариантов, нового содержания и средств обучения и воспитания.

Кризис образования развился на фоне кризиса детства, который проявляется в сокращении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей (по последним данным, в России менее 10 % здоровых детей и 35 % - хронически больных), росте преступности несовершеннолетних, бродяжничестве, социальном сиротстве (при живых родителях), появлении большой группы подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Вместо акселерации в последние годы наблюдается «децелерация» - замедление темпов роста и развития молодого поколения. Социологи фиксируют снижение ценности детства, потребности в детях.

Кризис образования, как и всей социальной сферы, не является фатальным, скорее, это кризис обновления, и, обновляясь, система образования и воспитания стремится преодолеть кризис, вырваться из него.

Анализ социальной ситуации, практики преобразований, мирового педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить новые ориентиры развития образования, стратегию его обновления. Полагаем, что эти стратегические установки составляют ядро нового педагогического мышления - важнейшего условия успеха преобразований.

Происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы.

Наша образовательная система пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения. «Культ знаний» нередко остается тем идеалом, к которому стремится школа. Это, однако, не совсем верно. Еще древние утверждали: многознание уму не научает. Наши школьники, о чем говорят последние данные ЮНЕСКО, занимают по предметным знаниям и умениям места где-то во втором десятке. Мы отстаем в этом отношении от Южной Кореи, Тайваня, Швейцарии, Венгрии, ряда других стран, но заметно опережаем США, Англию, Францию, Германию и другие развитые страны. Казалось бы, не так уж плохо. Однако по развитию творческого интеллекта эксперты отводят нам куда более скромное место. Вроде бы парадокс. Но на деле все объяснимо. Знания сами по себе еще не обеспечивают развития, даже интеллектуального. А ведь современные цели обучения охватывают не только развитие интеллекта, но и развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов, черт характера. Знания - основа, плацдарм развивающего обучения, промежуточный, но не его итоговый результат. Все обучение должно быть ориентировано на развитие личности и индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей. От знаниецентризма наше образование должно прийти к человекоцентризму, к приоритету развития, к «культу личности» каждого воспитанника. Обучение в этом плане выступает как способ реализации воспитательных задач, как его часть. Вся же образовательная система должна быть широким полем для жизнедеятельности, утверждения и развития человека и включать в себя семью, внешкольные учреждения, неформальные контакты и т. д.

Стоит отметить, что изменилось не столько само содержание целей (ориентиров) образования, сколько их иерархия, соподчиненность. Это очень четко отражено в ст. 14 Закона «Об образовании». Ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализации личности и уже далее - задача развития гражданского общества, укрепления и совершенствования правового государства.

Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливой - такова подлинная цель и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам. В этом плане стратегические цели образования вернее определить как социально-личностные, ориентированные на гармоническое сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных - с другой. Что же касается непосредственно педагогического процесса, целей, содержания и способов общения педагога и учащихся, детей в коллективе, то тут приоритет отдается личностной ориентации, развивающему обучению, в котором особую роль играют психологические знания и подходы.

Изменяется содержание образования, его культурологическая база, причем это изменение происходит по нескольким направлениям:

значительное увеличение культуроемкости образования, базой которого становится вся мировая и отечественная культура, а не идеологически профильтрованная, «одобренная» ее часть, иными словами, содержанием образования становится не только полученное знание, но и сферы достижений человечества, далеко выходящие за рамки науки: искусство, традиции, опыт творческой деятельности, религия, достижения здравого смысла;

повышение роли гуманитарного знания как основы развития, как содержательного «ядра» личности;

движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному и дифференцированному, а в предельном случае - индивидуализированному; от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным авторским программам, курсам и учебникам (с обязательным сохранением единого образовательного ядра, определяемого обязательным минимумом и государственными стандартами).

Утверждается подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала, способного обеспечить формирование у обучающихся адекватной научной картины мира, гражданского сознания, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми (ст. 14 Закона «Об образовании»). Ставится задача сформировать у ученика целостную картину мира, помочь ему на основе общечеловеческих и национальных ценностей выявить личностные смыслы в изучаемом материале, передать молодому поколению лучшие традиции, творческие способности, чтобы эти традиции развивать.

Совершенно ясно обозначилось также движение от унифицированных форм организации образования (средняя общеобразовательная школа, профтехучилище) к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища, комплексные образовательные учреждения типа сад-школа, лицей-колледж вуз и т. д. Особенно актуальными становятся поиски в области модернизации и обновления массовой школы с тем, чтобы она была адаптирована к возможностям развития и потребностям разных категорий учащихся, а также проблемы, связанные с развитием реабилитационных, образовательно-оздоровительных и специализированных учреждений разного профиля.

Начинает, хотя и очень робко, преодолеваться абсолютизация урока как формы организации обучения в школе. Наряду с уроками проводятся семинары, лекции, практикумы, диспуты, обучающие игры.

Постепенно осознается необходимость перехода от массового обучения к дифференцированному - не в смысле отказа от коллективных форм работы, а в смысле индивидуализации и уровневой дифференциации программ и методик, учета потребностей и возможностей каждого обучаемого. Осознается также необходимость перехода от запаздывающего образования к опережающему, хотя эту проблему решить в рамках отдельной школы невозможно. Она связана с возрастающей многофункциональностью образования в целом как социальной сферы и каждой его ячейки - образовательного учреждения. Наряду с ведущими традиционными функциями - образовательной, воспитывающей и развивающей - образованию и его институтам приходится все более полно брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, выполнять роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития. Наконец (о чем уже шла речь), все большую роль играет в последние годы поисково-исследовательская функция.

Начинается постепенный переход образования и воспитания на диагностическую основу, чему способствует становление психологической службы в образовательных учреждениях. Утверждается новое понимание стандарта в образовании не как обязательной унификации требований, а как единого базиса, обязательного минимума знаний, уровня минимальных требований и ограничителя учебной нагрузки.

Пробивает дорогу тенденция повышения роли регионального и местного (муниципального, общинного) факторов в образовании. Как показывает опыт многих цивилизованных стран, да и отечественные традиции, община - объединение людей по месту жительства (по принципу соседства) - является самым заинтересованным и заботливым хозяином дошкольного учреждения, школы, социального центра микрорайона. Конечно, всегда необходим баланс общечеловеческих, общероссийских (федеральных), региональных и местных ценностей и установок и интересов региона при условии приоритета ценностей федеральных и общечеловеческих.

Интенсивно происходит переход от разрушенного жизнью регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников. Воспитание переориентируется на общечеловеческие ценности, на идеи и идеалы гуманизма и милосердия. Эти идеи вовсе не обязательно должны выражаться в религиозной форме. Ребенок должен быть огражден от навязывания любой идеологии, как коммунистической, так и религиозной. В современной образовательной системе все более пробиваются и прорастают идеи не замкнутой в себе, а открытой в социальную среду школы, активно участвующей в жизни микрорайона и использующей его педагогические и материальные ресурсы. Школьная образовательная и воспитательная система активно взаимодействует с дополнительным (внешкольным) образованием, ориентированным на семью, на человека, на гуманитарные ценности.

Вопросы и задания

1. Качество знаний и качество образования: в чем несовпадение этих понятий?

2. Выберите определения, которые, на ваш взгляд, адекватно характеризуют современное положение в образовании и воспитании:

а) катастрофа;

б) кризис;

в) распад;

г) обновление и возрождение;

д) утрата позиций;

е) борьба за выживание;

ж)стабилизация;

з) постепенное становление.

3. Каковы ведущие ориентиры новой стратегии развития образования?

4. Выберите и обоснуйте вариант предпочтительной стратегии развития образования:

а) личностно ориентированная;

б) социально ориентированная;

в) личностно-социально ориентированная;

г) социально-личностно ориентированная.

5. Можно ли одновременно решать задачи стабилизации и развития образовательных систем города, страны, региона?

6. Какие задачи развития образования могут в исследовательском плане решать психолог, педагог, управленец? Чем обусловлен комплексный характер психолого-педагогического исследования?

7. В каких аспектах образование может выступать как фактор социального развития, как фактор трансляции и умножения культуры?

2. Понятие о психолого-педагогическом и психологическом исследовании

В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные - и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

Усиливается потребность в социологических исследованиях, чтобы выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, оценки деятельности образовательного учреждения или образовательной системы.

Исследования валеологического и медицинского характера направлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.

Однако практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т.д.) характер. Даже когда речь шла о знаниевой концепции обучения, невозможно было изучать образовательный процесс, не исследуя и не развивая внимания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников. Речь всегда шла о воспитании целостной, разносторонней личности, о развитии воли, о формировании убеждений, об учете индивидуальных особенностей. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания было невозможно.

В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития.

При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

И еще один нюанс. Известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики могут использоваться для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов. Тогда вернее определять исследование как педагогическое с использованием психологических знаний и методов. Если же идет поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов, более точных психологических подходов или методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследование действительно становится психолого-педагогическим.

Вопросы и задания

1. В чем отличие исследования психолого-педагогического от исследования по педагогической психологии?

2. Любое ли педагогическое исследование является комплексным?

3. Определите преимущественный характер следующих исследований.

Темы исследования

Динамика престижности образовательного учреждения

Влияние здоровья на успешность обучения младших школьников

Сравнительное изучение эффективности разных образовательных технологий Выявление одаренности детей-дошкольников

Характер исследования

Социологический

Психологический

Педагогический

Валеологический

Комплексный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и педагогической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

на тему: «Современная стратегия обновления и развития образования»

Работу выполнила:

Бондырева Регина Александровна

Работу проверил: Боговарова В.А.

Казань, 2010

Введение

1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития

1.2.Основные направления развития современного образования

Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования

2.2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования

Заключение

Список литературы

Введение

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании=обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование-обучению вообще не является образованием в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.

Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О.Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и постсоветском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было монокультуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.

Объект исследования – процесс обновления и развития образования.

Целью исследования курсовой работы является обоснование значимости лучше целью сделать изучение теории и практики разработки стратегии развития образования.

Основные задачи:

1. изучение сущности и специфики стратегии развития образования;

2. рассмотрение основных методик разработки стратегии, используемых на практике;

3. характеристика этапов разработки стратегии;

4. выявление основных препятствий при разработке стратегии;

5. анализ существующих стратегий развития на конкретных примерах.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы по проблемам обновления и развития образования; изучение передового опыта.

Глава 1. Современная стратегия обновления и развития образования

1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития

Происходящие сегодня социально-экономические, социально-политические процессы, развитие этнокультурных традиций в образовании требуют выявления основных приоритетов, которыми будут определяться характер и содержание образования начала нового столетия. Приоритетность отдельных проблем налицо, попробуем показать некоторые из направлений, способных увлечь в будущее человека нового века, нового тысячелетия в русле принятых в мире традиций развития образования.
Обеспечение жизни человека на планете Земля обусловливает необходимость сохранения исторической преемственности поколений, развития национальных культур в их единстве и взаимопроникновении. Результатом реализации данного приоритетного направления должно стать формирование культуры межнационального общения, которое включает в себя целые пласты духовной жизни общества, являясь сложным динамическим образованием. Среди них: прошлый опыт общения народов и обогащение его новыми традициями; новые традиции, которые сложились в последние годы; то, что перенимается в ходе общения с другими народами. В процессе формирования культуры межнационального общения подрастающих поколений необходимо выделить более рельефно негативные моменты и прежде всего национальный снобизм, который привел к межнациональным распрям. Это явление существует и в латентной форме. Оно охватывает все более широкие массы и опасно тем, что "возмутителем" спокойствия выступает интеллигенция, она поднимает проблемы автохтонности и стремится доказать вытекающие, якобы, из этого особые права на землю, на особые условия жизни. Лишь взвешенная политика региональных руководителей пока может противостоять такому явлению. Нестабильность в мире, вызванная чудовищными актами терроризма, породила у некоторых политиков стремление столкнуть мировые религии. Естественно, это находит отражение в средствах массовой информации, а через них проникает в образовательные учреждения. Экстремизм в школе - явление опасное, и долг работников образования заключается в том, чтобы вести поиск новых форм работы с детьми. Государственные же деятели и иерархи религии должны находить пути взаимопонимания.
На современном этапе развития нашей страны необходимо создать условия для всестороннего развития детей и молодежи, воспитания патриотов страны, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих обостренным чувством ответственности, нравственной, эстетической и экологической культурой. Думается, следует активизировать работу по формированию у подрастающих поколений нового по содержанию, но основанного на отечественных традициях гуманистического мышления и мировоззрения. Оно должно опираться на обновленное содержание общего и профессионального образования. Это даст возможность молодежи усваивать основные, базовые понятия и положения науки, культуры, экономики и технологии, вооружит ее новым знанием в бесконечно обновляющейся жизни. Необходимость обеспечения нормальной жизнедеятельности человека ставит перед обществом задачу поддержания высокой технологичности образовательного процесса на основе внедрения высокоэффективных информационных технологий, передовых достижений современной педагогической и психологической науки. На деле же сегодня зачастую между научными разработками в области педагогики и внедрением результатов исследований в практику образуется разрыв, остаются невостребованными многие продуктивные идеи и пути их внедрения в практику. В содержании образования в последние годы происходят крупные изменения, связанные со стандартизацией. На наш взгляд, требования стандартов следует воспринимать как необходимость проводить процесс обучения и воспитания на "уровне повышенной трудности". И это должно, видимо, стать основным критерием успешности деятельности институтов образования. Иначе - неизбежны отставание, промахи и потери в подлинной образованности вступающих в жизнь молодых людей, иначе - неизбежен крах как идеалов (и традиционных, и современных) образования, так и самого образования - "прорывного элемента" прогресса цивилизации. Представители Санкт-Петербургской научной школы (О. Е. Лебедев, А. П. Тряпицына, Н. И. Роговцева) рассматривают образовательный стандарт, как: 1) признанную обществом норму образованности его членов; 2) обязательные требования, без выполнения которых невозможно сохранение и воспроизводство культуры; 3) эталон, с помощью которого любой человек может судить о своем развитии и качестве предоставленных ему образовательных услуг. Таким образом, стандарт определяет требования к образованности человека. Сегодня все педагоги много говорят о необходимости обеспечения непрерывности общего и профессионального образования под девизом "образование через всю жизнь человека". Речь идет о подготовке интеллектуальных людей и высококвалифицированных работников производства, которые способны к непрерывному профессиональному росту и мобильности в изменяющемся мире в условиях широкой информатизации общества. Модернизация сегодняшнего общего и профессионального образования как раз и имеет такие цели. Это не очередной виток в "борьбе" за совершенствование образования, а стремление сделать его современным, отвечающим вызовам нового времени, реформа его стратегических и тактических целей, содержания и формы. Образование современно, значит, современны и члены общества. Следовательно, обновляющаяся система образования должна стать своего рода полигоном, где происходит формирование гуманной, духовно богатой и творческой личности, которая свободна в выборе способов своей деятельности, общения, своих жизненных перспектив. В процессе постоянного развития и обновления образования, движения к новому качественному состоянию происходит выявление и осмысление потребностей и культурных смыслов учебно-воспитательной деятельности, неизбежный выбор ценностей и типов образования. В связи с этим встают задачи обновления содержания и технологических подходов, всемерного культурного насыщения жизнедеятельности детей, выявления и разрешения их жизненных проблем, оказания им всесторонней и действенной помощи в школе и социуме. Таким образом, встречаются два важных пространства: первое - пространство свободного развития личности, второе - пространство ее развития, созданное всей окружающей средой. Обращенная в будущее система образования утверждает ценностное отношение к человеку, формирует гуманные отношения между людьми, содействует укреплению духовно-нравственных основ воспитания, способствует культурной идентификации каждой развивающейся личности в процессе образования. Многие исследователи отмечают, что таким образом возникают возможности полноценного использования богатств региональных культур. На современном этапе развития системы отечественного образования акцент делается на оптимальном соотношении трех компонентов содержания образования: федерального, регионального, муниципального. Развитие региональных, муниципальных систем происходит в рамках единого общероссийского образовательного пространства, сохраняющего как общие, так и особые местные, национально-региональные черты в развитии. Здесь сегодня решаются далекие и ближние перспективы, затрагивающие общегосударственные и региональные задачи и проблемы, и они составляют основные ориентиры образовательного процесса. Подсистема муниципального образования - органичная часть общей государственной системы. Ее назначение заключается в сохранении, передаче будущим поколениям национально-культурных традиций народов, населяющих тот или иной регион, формировании ценностных ориентации и взглядов гражданина будущего. На сегодняшний день образовавшийся вакуум в сфере воспитания начинают занимать религиозные общины, зачастую экстремистского, изоляционистского толка, различные организации, порождающие межнациональную напряженность. Взгляд на современную ситуацию подтверждает слова русского философа И. А. Ильина об опасности образования без воспитания, которое создает людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых, вооружает антидуховные силы; пробуждает и поощряет в человеке "волка". Н. И. Пирогов также подчеркивал, что нет обучения без воспитания: "А так как воспитывать без образования и образовывать, не уча и просвещая, нельзя, то, стало быть, воспитывать, не уча, можно разве в таком возрасте, когда человек еще бессловесен". Исследователи отмечают, что идеал образованности и понимание того, что такое "хорошее образование", отражает общее представление о наиболее значимых элементах культуры. Главным элементом утверждающейся в стране парадигмы образования выступает поворот к внутреннему, духовному миру и бытию человека, признание этого бытия высшей ценностью. Задача практических работников сегодня видится в учете этого феномена, в его реализации, в воспитательной работе. При этом необходимо самое пристальное внимание к внутреннему опыту учащихся. В свою очередь, это приводит к появлению особого состояния, приближающего его к идеалу образованности, декларируемому обществом. Общество ставит перед современной школой задачу готовить интеллектуального, профессионально мобильного человека, обладающего высокой духовной культурой. Указанная задача может быть решена лишь при условии построения такой структуры общеобразовательной подготовки, которая бы смогла обеспечить широкую функциональную грамотность и профессиональную компетентность современных выпускников. Реализация данного подхода возможна через включение в содержание образования знаний по экологии, экономике, компьютерной грамотности и др., поиск и нахождение новых проблемно-методологических решений, которые можно было бы положить в основу персонализированного образовательного процесса, ориентированного на личность. Решающую роль в переориентации образования на новые гуманистические ценности играет личность учителя (преподавателя), его профессиональная компетенция, его умение быть открытым для нового. В конечном счете от него зависит, будет ли в школе создана благоприятная демократическая атмосфера, выступит ли ученик в роли активного субъекта, осознает ли он себя в жизни полноценной личностью. Педагог, как и учащийся, реализует себя в учебно- воспитательной деятельности, его цель и задача - создание условий для подлинной самореализации детей, и в этом процессе он утверждается как профессионал, как личность.
Сегодня педагог находится в чрезвычайно непростой ситуации, связанной с материальными и моральными затруднениями. Образование в таких условиях может быть эффективным лишь при наличии исходного творческого потенциала, позволяющего учителю находить пути выхода из возникших в изменяющемся мире кризисных ситуаций. Потребность в развитии творческих способностей учителя вызывается следующими обстоятельствами: школе предстоит ориентироваться на воспитание у учащихся таких ценностных качеств, которые бы обеспечили им широкий выбор возможностей для жизненного продвижения; необходимостью развивать у учащихся способность адекватно и критично оценивать собственные силы, создавать условия для самореализации, ориентируясь на гуманистические ценности, путем исключения и неприятия деструктивных действий. Указанные обстоятельства ведут к изменению цели образовательного процесса в школе, которая видится как развитие у человека открытости, гибкости, критичности ума, позволяющих на достаточно высоком уровне решать постоянно возникающие и постоянно изменяющиеся жизненные задачи. Важным в такой ситуации выступает определение конкретных целей образования. Анализ современных исследований позволяет выявить наиболее значимые из них, это: развитие проектно-ориентированного (созидательно ориентированного) интеллекта, позволяющего на основе устойчивых и значимых для обозримого будущего знаний произвести отбор, создание и эффективное использование интеллектуальной стратегии для решения проблем человека и общества; формирование готовности и способности к социальной, культурной, экологической, политической и межэтнической коммуникации позитивного, неразрушающего типа; выработка социальной ответственности личности перед собой, обществом, государством, человечеством, природой. Таким образом, постоянно изменяющаяся социальная ситуация в стране и во всем мире, наметившийся переход от техногенной к антропогенной цивилизации требует от общества нового взгляда на ряд проблем и реальностей современности. Прежде всего, требуется новый взгляд на проблему включения человека в социальную целостность, чем определяется результативность процесса модернизации системы подготовки подрастающих поколений к жизни в новых условиях.

1.2. Основные тенденции развития современного образования

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах,

грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.

Описание работы

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Введение
Глава 1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.1.Приоритеты современного образования и стратегия его развития
1.2.Основные направления развития современного образования
Глава 2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
2.1. Проект «Новая школа». Ключевые направления
2.2. Инструменты и механизмы обновления школьного образования
Заключение
Список литературы

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса, суть которого состоит в обращенности системы образования в прошлое, ориентированности на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Мировые тенденции образования

1. Интернационализация образования, которая включает компьютеризацию, использование глобальных компьютерных сетей, гуманизация и гуманитаризация образования (например, интернет, дистантное обучение).
2. Фундаментализация образования, т.е. получаемые знания должны быть фундаментом (базой) для любого вида деятельности; это развитие способности к структурированию материала, умению выделять главное, основные идеи.
3. Непрерывность образования означает то, что образование должно быть элементом повседневной жизни. Цель непрерывности образования – развитие личности на протяжении всей жизни (например, дополнительное образование для детей, взрослых).

Основные положения развития образования

Система образования должна работать на опережение, т.е. учить видеть тенденцию развития предмета и сферы профессиональной деятельности.
Система образования должна служить средством адаптации человека к жизни, т.е. формировать психологическую готовность сменить вид профессиональной деятельности (профессиональная переподготовка), уметь «приспособиться» в обществе, на производстве.
Система образования должна решать свои проблемы через региональзацию образования - представление интересов жителей региона с учетом мирового опыта и федерального компонента .
Неразрывность воспитания и обучения. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать. Нельзя только учить; обучая, педагог воспитывает и наоборот.
Образование должно обеспечивать личностно-значимые знания, т.е. знания, которые позитивно влияют на поведение и мышление личности; перерабатываются и используются; вырабатывают умение добыть дополнительную информацию самостоятельно. Для этого необходимо учащихся учить не запоминать, а мыслить; давать «не рыбу, а удочку, чтобы ловить рыбу».
В образовании должна осуществляться политика гуманизации образования.

Гуманизация образования

В последние годы много говориться о гуманизации образования.
Гуманизм (с лат. «человеческий», «человечный») в философском смысле слова – система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его сил и способностей, считающая благо человека приоритетным в оценке деятельности социальных институтов .
Гуманизация образования это развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для развития и саморазвития .
Традиционная система образования может быть охарактеризована как знаниецентристская. Она ориентировала учащихся на овладение ЗУНами, т.е. внешне заданными нормативами. Качество знаний определялось по тому. Что ученик воспроизвел, сделал по образцу. Такое обучение плохо учитывает механизмы развития личности, познавательную активность, способность к творческой деятельности.
Современная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, его личную свободу, умение прогнозировать и контролировать себя. «Нет детей – есть люди». Ребенок – такой же человек, а это значит, что к нему надо относиться как к полноценной личности» (Я.Корчак).
(Гуманистическая парадигма: главная цель педагогического процесса – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Ученик может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно развитый человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию; в центре образования – ученик, человек со всеми его слабостями и достоинствами. В основе идей гуманистической педагогики лежат идей гуманистической психологии (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и др.).
Самое сложное и длительное в процессе гуманизации образования – это гуманизация, раскрепощение самой личности педагога. Учитель как духовный радар, должен улавливать в ребенке лучшие качества. Его предназначение – будить в растущем человек стремление найти свой путь к истине через веру и любовь. Но этого нельзя сделать без смены образа жизни, без глубокого гуманитарного образования как образа жизни и поступков. Должна быть изменена позиция преподавателя – из положения, когда он «стоит над обучаемым», в положение «впереди обучаемого».
Гуманизация образования предполагает его дифференциацию и индивидуализацию на основе творческого саморазвития личности обучаемого. Гуманизация воспитания ориентирует на то, что дать учащемуся право быть тем, что он есть, право на высказывание своих мыслей, право на ошибку, право на самостоятельную организацию своей деятельности и жизни.
К содержанию образования относится такое направление его гуманизации, как гуманитаризация. Чаще всего под этим понимается увеличение удельного веса гуманитарных дисциплин в содержании образования.
Гуманитаризация образования – это формирование у обучающегося особой формы отношения к человеку, к окружающему миру и к себе, своей собственной деятельности в нем.

стратегия, ресурсы современного образования

Лепин Петр Вольдемарович

Доктор педагогических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

стратегия развития высшего педагогического образования в сибирском федеральном округе

В статье отражена роль образования в развитии общества. Проанализированы интеграционные процессы в образовании. Обозначены главные задачи современного образования.

Ключевые слова: стратегия развития образования; интеграционные процессы; качество образования; интеллектуально-ресурсный потенциал

Lepin Petr Voldemarovich

Doctor of pedagogical sciences, professor of the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

The article reflects the role of education in social development, gives an analysis of integration processes in education and identifies the main tasks of modern education.

Keywords: Strategy of education development; integration processes; quality of education; intellectual resource potential

Социально-экономическая составляю-

щая устойчивого развития любого общества направлена, прежде всего, на формирование качественной сферы жизнедеятельности человека, активного, созидательного его участия в принятии решений с учетом экономико-географического положения территории, многообразия культурных ценностей населения и исторического опыта, исключающего разрушительные конфликты.

Необходимо подчеркнуть, что образование как социальный институт является ведущим ресурсом развития общества, основой экономического роста, важнейшим ценностным фактором культурных ценностей конкретной территории.

Активные интеграционные процессы в образовании относятся к началу 90-х годов минувшего века, как ответ сибирских территорий на процессы, происходившие в Российской Федерации после крушения Советского Союза. 16 ноября 1990 года в Новосибирске впервые состоялось заседание межрегиональной ассоциации «Сибир-

ское соглашение», в состав которой вошли: республика Алтай, республика Бурятия, республика Тыва, республика Хакассия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В Ассоциации были созданы 20 координационных советов, в том числе по высшей школе, по образованию, по культуре, по информационных ресурсам, технологиям и связям и другие. В этом же году была создана Ассоциация педагогических вузов Сибири. Позже - 13 мая 2000 года был образован Сибирский федеральный округ, в состав которого вошли 12 субъектов Российской Федерации, в том числе 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакассия), 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский), 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская) - это 30% территории России, с небольшой численностью

населения чуть более 20 млн. человек, с колоссальными запасами полезных ископаемых - 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% свинца, 40% золота, 59% территории занято лесами. Представлены практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства, это один из основных транспортных узлов России.

На территории округа действуют Сибирские отделения 3-х Российских Академий наук - СО РАН (Сибирское отделение Российской академии наук), СО РАСХН (Сибирское отделение Российской Академии сельскохозяйственных наук), СО РАМН (Сибирское отделение Российской Академии медицинских наук), в состав которых входят более 100 научно-исследовательских организаций и научно-опытных станции; 110 высших и 401 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 1 млн. 100 тыс. человек. Численность учеников в дневных общеобразовательных учреждениях составляет 3 млн. человек.

Можно констатировать, что на территории Сибири интеграционные процессы за последние годы, особенно в сфере образования, значительно усилились и есть все основания говорить о начале формирования единого образовательного пространства . Интеллектуально-ресурсный потенциал станет научно-педагогическим кластером в Сибирском федеральном округе.

В конце прошлого года на базе Новосибирского государственного педагогического университета, прошло окружное совещание руководителей вузов, школ и других образовательных учреждений Сибирского федерального округа по вопросам совершенствования системы педагогического образования. В нем приняли участие Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

В. А. Толоконский, директор департамента по науке и образованию исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Е. А. Сазонов.

Обсуждались вызовы и проблемы, на которые при дальнейшем развитии образования в Сибири необходимо обратить особое внимание и которых нужно избежать .

Одной из главных задач российской системы образования является достижение

нового качества, что объективно необходимо для экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности государства . Решение этой задачи невозможно без модернизации педагогического образования, направленного на организацию системы подготовки учителя новой формации, обладающего инновационным мышлением, владеющим современными образовательными технологиями, способного организовать учебный процесс с учётом требований информационного общества .

Руководители вузов отмечают, что национальная система высшего педагогического образования для достижения целей устойчивого развития общества призвана обеспечить:

Подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

Ликвидацию отставания в использовании современных информационных и коммуникационных технологий с целью реализации принципов «шаговой доступности» и «открытости» образования для любого члена общества;

Преодоление социальных барьеров нетерпимости к детям с ограниченными возможностями здоровья и реализацию прав на доступное качественное образование для каждого;

Формирование единой образовательной среды с учетом индивидуальных возможностей, темпа учебной деятельности и психофизиологических особенностей студентов;

Повышение качества общего и профессионального образования;

Создание условий для творческого роста педагогов;

Преемственность уровней образования и академическую мобильность обучающихся;

Историческую преемственность культурных ценностей и духовных идеалов поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Для достижения результатов в решении вышеперечисленных задач участники совещания считают необходимым.

качественной оценки устойчивого развития педагогического образования в СФО.

2. Спроектировать и разработать единую информационную базу по программам педагогического образования для реализации задач сетевого взаимодействия и академической мобильности между педагогическими вузами СФО, развития внутренней и внешней академической мобильности студентов, аспирантов и молодых ученых, включая:

Кадровое обеспечение;

Информационно-методическое (библиотечное) обеспечение;

Производственные практики студентов:

Практики для осуществления научной деятельности.

3. Обеспечить интеграцию педагогических колледжей, учреждений повышения квалификации работников образования и педагогических вузов с целью создания непрерывной системы педагогического образования, реализации сквозных образовательных программ и оптимизации расходов на подготовку и повышение квалификации специалистов.

4. Считать целесообразным принятие на уровне правительства Российской Федерации подзаконных актов, регулирующих функционирование и развитие дистанционных образовательных технологий, а также обеспечивающих переход на персонифицированное финансирование повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей.

5. Сформировать пакет предложений по усилению мер поддержки ведущих научных школ педагогических университетов, реализующих инновационные программы подготовки кадров для систем дошкольного и общего образования, как на уровне Российской Федерации, так и в Сибирском федеральном округе.

6. Осуществить переход к грамотному, обоснованному целевому набору в педагогические вузы, который должен осуществляться на основе исследования кадровой ситуации в том или ином муниципальном образовании, при участии муниципалитета в обеспечении выпускника жильём и другими социальными гарантиями.

7. Изменить процедуру отбора и поступления в педагогические вузы, не увеличивая количества вступительных испытаний,

например: ЕГЭ по русскому языку, предмету профильному, тест на профпригодность и педагогическую одаренность (сдается в вузе).

8. Создать модель педагогического образования на основе сетевого взаимодействия педагогических вузов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях. В качестве одной из возможных моделей базовых центров подготовки учителей рекомендовать модель регионального образовательного кластера непрерывного педагогического образования. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть вопрос о статусе «исследовательский университет» среди педагогических вузов.

9. Считать принципиально важным для региона сохранение сложившейся сети педагогических вузов как вполне оправдавшей себя мерой по социальному развитию отдаленных районов, обеспечению условий для различных категорий населения в обретении высшего образования и трудоустройства по избранной специальности.

10. Необходимо увеличить объём финансирования педагогических вузов на развитие материально-технического и ресурсного обеспечения образовательного процесса, необходимого для подготовки студентов и педагогов к использованию технологий цифрового обучения и новейших гипермедиа-инструментов, а также внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.

11. Необходимо особое внимание уделить развитию инновационной инфраструктуры педагогических вузов, обеспечивающей разработку и внедрение новых образовательных технологий, форм, методов и средств обучения.

12. Развитие научно-педагогической деятельности в педвузах должно осуществляться в рамках приоритетных направлений модернизации образования и способствовать решению конкретных региональных и государственных задач.

13. Необходимо усилить интеграцию педагогических вузов с системой общего образования через создание экспериментальных и образовательных площадок, научно-методическое сопровождение образовательных учреждений, реализацию совместных проектов, привлечение лучших учителей к профессиональной подготовке студентов и др.

14. Создать условия для закрепления наиболее успешных выпускников педагогических вузов в системе образования: повысить социальный статус и престиж учительской профессии, реализовывать жилищные программы для молодых педагогов, совершенствовать материальное стимулирование деятельности учителей.

Участники совещания отметили, что в условиях, когда усиливается значение фундаментального образования, единства образования, науки и производства, процессов глобализации, роль педагогического образования в обществе возрастает. Прогноз потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах в соответствии со стратегическими направлениями и долгосрочными программами социально-экономического развития Сибири требует дальнейшего устойчивого развития педагогических вузов, выполняющих актуальную задачу подготовки педагогических кадров для всех уровней системы образования .

Вместе с тем ректоры вузов обеспокоены рядом проблем, препятствующих устойчивому развитию педагогического образования:

Отставание материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований;

Отсутствие системы научно-методического сопровождения молодых педагогов;

Недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей;

Недостаточная ориентированность профессорско-преподавательского состава в проблемах модернизации образования в стране;

Несформированность системы взаимодействия всех субъектов регионального образовательного кластера;

Особенности развития трансграничных территорий;

Низкий социальный статус учителя и др.

Сибирский федеральный округ на юге

граничит с республикой Казахстан (протяженность государственной границы - 2697,9 км), с Монголией (93316,2 км), с Китайской Народной Республикой (1255,5 км), где

функционирует 120 пограничных застав, 63 пункта пропуска через границу и 71 таможенный пост. Приграничное положение Забайкальского края является геополитическим фактором формирования образовательного пространства. Подчеркивая этот факт, ректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского (г. Чита) И. И. Ка-танаков отметил, что асинхронность темпов социально-экономического развития в соседних приграничных регионах России, Монголии и Китая приводит к накоплению различий и сложностям приграничного взаимодействия неравных партнеров. Наблюдается трансграничная экономическая и демографическая асимметрия, факт наличия которой уже не нуждается в доказательстве.

Асимметрия уже проявляется не только в численном демографическом превосходстве или конкурентных преимуществах, но и в степени разветвленности территориальных социально-экономических сетей: учебных заведений, промышленных объектов, особо охраняемых территорий, то есть в степени освоенности территории.

Однако в природно-ресурсном и интеллектуально-ресурсном планах Забайкальский край ещё сохраняет превосходство над сопредельными регионами.

С.М. Редлих, ректор Кузбасской государственной педагогической академии (Новокузнецк), особо подчеркнул, что система образования любой страны всегда нетривиальна, и мы далеко не всегда представляем к чему же приведёт подёргивание той или иной ниточки. Поэтому и эксперименты с системой образования должны быть деликатны и объективны, а не так как в России с запланированным результатом.

Возьмём систему ЕГЭ, внедряемую с такой настойчивостью и упорством, при всём неоднозначном отношении к ней. Наверное, многое можно было бы усовершенствовать, но она несёт в себе и очень грустные перспективы непреодолимые в реальной российской действительности, во всяком случае, при нашей жизни. На сегодняшний день ЕГЭ - это насос, качающий всё самое лучшее и талантливое из регионов, причём насос, качающий в одну сторону. Конечно, теоретически выпускники российских школ получают возможность благодаря такой

системе учиться в центральных вузах, но беда в том, что они не будут возвращаться. Это хорошо прослеживается на аспирантах вузов, находящихся за Уралом. Наверное, этого бы не было, если бы, к примеру, Новокузнецк предоставлял своим гражданам те же возможности, что и Москва или Питер, да что там уездный город Новокузнецк, хотя бы Новосибирск. Увы. Таким образом, расширяя, теоретически, образовательные горизонты для личности, ЕГЭ, приближает реально и перспективы интеллектуальной деградации российских регионов. Что же для России важнее? Аналогичная тенденция прослеживается и в высшем профессиональном образовании России.

В. М. Лопаткин, ректор Алтайской государственной педагогической академии, рассказал о формировании центра непрерывного педагогического образования как регионального образовательного кластера.

В. П. Никишаева, ректор Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, особо подчеркнула, что в своей деятельности этот вуз настойчиво доказывает, что определение «провинциальный вуз» - понятие сугубо географическое, не имеющее отношения к уровню и содержанию образования.

Стратегической задачей академии в настоящее время является сохранение федерального подчинения вуза и его самостоятельности как главного образовательного и культурного учреждения города-наукограда Бийска, выполняющего задачу обеспечения учительскими кадрами и специалистами социально-культурного профиля городов Бийск и Белокуриха, а также сельских районов предгорного Алтая, население которых составляет более 500 тысяч человек и вносит значительный вклад в программу социально-экономического и культурного развития региона.

И. М. Щеткин, и.о. ректора Омского государственного педагогического университета, отметил, что отрасль образования подошла к рубежу, когда на смену затяжному демографическому спаду идет подъем. Этот подъем уже повлиял на рост числа детей дошкольного и начального образования, в ближайшие два года серьезно повлияет на среднюю школу (5-9 классы), а в дальнейшем на старшую. Элементарный расчет показывает

значительный рост вакансий учителей в ближайшей и более отдаленной перспективе. Однако у Министерства образования и науки РФ основным ориентиром при определении объемов подготовки специалистов является не столько перспективная потребность в кадрах, сколько уровень абитуриентского спроса на услуги профессионального образования. Такой подход не учитывает действительных проблем самой системы образования и прежде всего системы кадрового обеспечения образовательных учреждений.

Масштабы идущих процессов поддаются оценке. И чтобы не оказаться в кадровом коллапсе в системе образования, надо хорошо понимать, что нас ожидает, и начинать реформирование системы педагогического образования не со структурных перестроек, которые опасны ее разрушением, а с выравнивания спроса и предложения, организации (в условиях введения всеобщего ЕГЭ) отбора на педагогические направления подготовки, активной поддержки молодого специалиста в школе, формирование заказа от муниципалитета, которые должны быть особо заинтересованы в этом.

При относительно низкой мобильности населения в России нельзя рассчитывать и на то, что выпускники педвузов Европейской России, поддержанные грантами, приедут работать в Сибирь. Не приедут! Это стало понятно еще в XIX в., когда сибиряки ратовали за создание университета в Сибири, поэтому же в 30-е гг. XX века была создана сеть педвузов в Сибири и на Дальнем Востоке. Не произойдет и более интенсивного, чем традиционно сложившегося, перетока специалистов между регионами внутри Сибири.

Приводимые нами материалы - это результат социологических исследований, основанных на объективных данных о рождаемости, ежегодных отчетах муниципальных органов образования в Омской области, информационно-аналитические материалы по Сибирскому федеральному округу и пр. В расчетах на перспективу кадровой потребности можно с высокой точностью определить спрос на учителей до 2027 года. Точкой отсчета является факт рождения ребенка.

Открывая это совещание, ректор Новосибирского государственного педагогического университета А. Д. Герасёв, напомнил со-

бравшимся слова нашего великого соотечественника М.В. Ломоносова о значимости Сибири для Российского государства и предложил обратиться к Правительству Российской Федерации с идеей разработать современную комплексную программу развития Сибири на ближайшие четверть века.

В целом следует отметить, что эффективное решение задач, связанных с функционированием и развитием системы образования, на наш взгляд, могут обеспечить только самостоятельные, профессионально умелые коллективы вузов, имеющие ярко выраженную педагогическую направленность в реализации образовательно-воспитательного процесса, выпускники которых изначально ориентированы на профессиональную деятельность в сфере дошкольного, начального и общего образования, а не растворенные в классической университетской среде педагогические факультеты.

Библиографический список

1. Андриенко Е. В., Лепин П. В. Разработка и реализация образовательных программ вуза в современных условиях // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 8. - С. 50-56.

2. Андриенко Е. В., Лепин П. В. Проблемы педагогического образования в современных условиях // Материалы международной научнопрактической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина (16-17.09.2010). Часть I. - Мо-сква-Ярославль, МГПУ: Изд-во МАНПО.

3. Герасёв А. Д., Барахтенова Л. А., Лепин П. В. Инновации в педагогике. Аспект регионального качества. Индикативные технологии оценки // Философия образования. - 2008. -Спец. выпуск. - С. 217-222.

4. Барахтенова Л. А., Горелова Т. А., Крашенинников В. В., Лепин П. В. Единая информационная среда педагогических вузов Сибири как основа интегрированной модели подготовки специалистов // Стремление к совершенству через управление качеством: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Москва, 2 марта 2006 г.). - М.: Изд-во МЭСИ, 2006 - С. 24-28.

5. Лепин П. В. Психолог-педагог. Проблема гармонизации систем обучения и психологического воспитания в рамках преподавательской деятельности // Экономика. Образование сегодня. - М., 2005. - №4. - С. 20-25.

Несмотря на все трудности, система российского об­разования выжила и сохранила свой высокий мировой статус . Бо­лее того, наше образование не только сохранилось, но и приоб­рело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным. Появилась реальная возможность выбора типа учеб­ного заведения, уровня изучаемых программ, степени и характе­ра помощи . Следует подчеркнуть, что образование выжило имен­но потому, что оно обновлялось, что проводился настойчивый и продуктивный поиск новых вариантов, нового содержания и средств обучения и воспитания.

Кризис образования развился на фоне кризиса детства, кото­рый проявляется в сокращении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей (по последним данным, в России менее 10 % здоровых детей и 35 % - хронически больных), росте преступно­сти несовершеннолетних, бродяжничестве, социальном сиротстве (при живых родителях), появлении большой группы подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Вместо аксе­лерации в последние годы наблюдается «децелерация » - замед­ление темпов роста и развития молодого поколения. Социологи фиксируют снижение ценности детства, потребности в детях .

Кризис образования, как и всей социальной сферы, не явля­ется фатальным, скорее, это кризис обновления, и, обновляясь, система образования и воспитания стремится преодолеть кризис, вырваться из него.

Анализ социальной ситуации, практики преобразований, ми­рового педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить новые ориентиры развития образо­вания, стратегию его обновления. Полагаем, что эти стратегичес­кие установки составляют ядро нового педагогического мышле­ния - важнейшего условия успеха преобразований.

Происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образо­вания, а следовательно, и критериев его эффективности. Не каче­ство знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных зна­ний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни ста­новятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы.

Наша образовательная система пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат . Уро­вень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения. «Культ зна­ний» нередко остается тем идеалом, к которому стремится школа. Это, однако, не совсем верно. Еще древние утверждали: многознание уму не научает. Наши школьники, о чем говорят послед­ние данные ЮНЕСКО, занимают по предметным знаниям и уме­ниям места где-то во втором десятке. Мы отстаем в этом отноше­нии от Южной Кореи, Тайваня, Швейцарии, Венгрии, ряда дру­гих стран, но заметно опережаем США, Англию, Францию, Гер­манию и другие развитые страны. Казалось бы, не так уж плохо.


Однако по развитию творческого интеллекта эксперты отводят нам куда более скромное место. Вроде бы парадокс. Но на деле все объяснимо. Знания сами по себе еще не обеспечивают развития, даже интеллектуального. А ведь современные цели обучения охва­тывают не только развитие интеллекта, но и развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление иде­алов, черт характера . Знания - основа, плацдарм развивающего обучения, промежуточный, но не его итоговый результат. Все обу­чение должно быть ориентировано на развитие личности и инди­видуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей. От знаниецентризма наше образование долж­но прийти к человекоцентризму, к приоритету развития, к «куль­ту личности» каждого воспитанника. Обучение в этом плане выс­тупает как способ реализации воспитательных задач, как его часть. Вся же образовательная система должна быть широким полем для жизнедеятельности, утверждения и развития человека и включать в себя семью, внешкольные учреждения, неформальные контак­ты и т. д.

Стоит отметить, что изменилось не столько само содержание целей (ориентиров) образования, сколько их иерархия, соподчиненность. Это очень четко отражено в ст. 14 Закона «Об образова­нии». Ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализа­ции личности и уже далее - задача развития гражданского обще­ства, укрепления и совершенствования правового государства.

Изменяется содержание образования, его культурологическая база, причем это изменение происходит по нескольким направ­лениям:

- значительное увеличение культуроемкости образования , базой которого становится вся мировая и отечественная культура, а не идеологически профильтрованная, «одобренная» ее часть, ины­ми словами, содержанием образования становится не только по­лученное знание, но и сферы достижений человечества, далеко выходящие за рамки науки: искусство, традиции, опыт творче­ской деятельности, религия, достижения здравого смысла;

- повышение роли гуманитарного знания как основы развития, как содержательного «ядра» личности;

- движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному и дифференцированному , а в предельном слу­чае - индивидуализированному; от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным автор­ским программам, курсам и учебникам (с обязательным сохране­нием единого образовательного ядра, определяемого обязатель­ным минимумом и государственными стандартами).

- утверждается подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала , спо­собного обеспечить :

- формирование у обучающихся адекватной научной картины мира,

- гражданского сознания,

- интеграцию лич­ности в систему мировой и национальной культур,

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми (ст. 14 Закона «Об образовании»).

Ставится задача сформировать у ученика це­лостную картину мира, помочь ему на основе общечеловеческих и национальных ценностей выявить личностные смыслы в изуча­емом материале, передать молодому поколению лучшие тради­ции, творческие способности, чтобы эти традиции развиват ь.

Совершенно ясно обозначилось также движение от унифицированных форм организации образования (средняя общеобразователь­ная школа, профтехучилище) к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища, комплексные образо­вательные учреждения типа сад-школа, лицей-колледж вуз и т. д. Особенно актуальными становятся поиски в области модер­низации и обновления массовой школы с тем, чтобы она была адаптирована к возможностям развития и потребностям разных категорий учащихся, а также проблемы, связанные с развитием реабилитационных, образовательно-оздоровительных и специали­зированных учреждений разного профиля.

Начинает, хотя и очень робко, преодолеваться абсолютизация урока как формы организации обучения в школе. Наряду с урока­ми проводятся семинары, лекции, практикумы, диспуты, обуча­ющие игры.

Постепенно осознается необходимость перехода от массового обучения к дифференцированному - не в смысле отказа от кол­лективных форм работы, а в смысле индивидуализации и уровневой дифференциации программ и методик, учета потребностей и возможностей каждого обучаемого.

Осознается также необходи­мость перехода от запаздывающего образования к опережающему , хотя эту проблему решить в рамках отдельной школы невоз­можно. Она связана с возрастающей многофункциональностью об­разования в целом как социальной сферы и каждой его ячейки - образовательного учреждения. Наряду с ведущими традиционны­ми функциями - образовательной, воспитывающей и развиваю­щей - образованию и его институтам приходится все более пол­но брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, вы­полнять роль социального стабилизатора и катализатора социаль­но-экономического развития. Наконец (о чем уже шла речь), все большую роль играет в последние годы поисково-исследователь­ская функция.

Начинается постепенный переход образования и воспитания на диагностическую основу , чему способствует становление пси­хологической службы в образовательных учреждениях. Утвержда­ется новое понимание стандарта в образовании не как обязатель­ной унификации требований, а как единого базиса, обязательно­го минимума знаний, уровня минимальных требований и ограни­чителя учебной нагрузки.

Пробивает дорогу тенденция повышения роли регионального и местного (муниципального, общинного) факторов в образовании . Как показывает опыт многих цивилизованных стран, да и отече­ственные традиции, община - объединение людей по месту жи­тельства (по принципу соседства) - является самым заинтересо­ванным и заботливым хозяином дошкольного учреждения, шко­лы, социального центра микрорайона . Конечно, всегда необхо­дим баланс общечеловеческих, общероссийских (федеральных), региональных и местных ценностей и установок и интересов ре­гиона при условии приоритета ценностей федеральных и общече­ловеческих.

Интенсивно происходит переход от разрушенного жизнью рег­ламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическо­му, ненасильственному, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаим­ном доверии воспитателей и воспитанников. Воспитание переори­ентируется на общечеловеческие ценности, на идеи и идеалы гуманизма и милосердия. Эти идеи вовсе не обязательно должны выражаться в религиозной форме. Ребенок должен быть огражден от навязывания любой идеологии, как коммунистической, так и религиозной. В современной образовательной системе все более пробиваются и прорастают идеи не замкнутой в себе, а открытой в социальную среду школы, активно участвующей в жизни мик­рорайона и использующей его педагогические и материальные ресурсы. Школьная образовательная и воспитательная система активно взаимодействует с дополнительным (внешкольным) об­разованием, ориентированным на семью, на человека, на гума­нитарные ценности.

Новое на сайте

>

Самое популярное