Домой Анатомия Порядок купания усопшего - обязательный и желательный метод. Народные приметы о похоронах и поведении на кладбище Зачем омывают тело после смерти

Порядок купания усопшего - обязательный и желательный метод. Народные приметы о похоронах и поведении на кладбище Зачем омывают тело после смерти

Приметы после похорон и во время них соблюдаются не одну сотню лет. Считается, что пренебрежительное отношение к ним может грозить неприятными последствиями, вплоть до наведения на самого себя порчи.

В статье:

Приметы после похорон, до и во время погребения

Существует множество примет, которые предписывают родственникам покойного и всем остальным, кто пришел проводить его в последний путь, как вести себя на похоронах, и что нельзя делать. Часть из них потеряна в прошлом и до наших дней не дошла, но много примет, связанных с похоронами, соблюдается и по сей день.

Несоблюдение большинства суеверий и примет грозит серьезными последствиями - от болезней до летального исхода. Энергетика смерти - очень тяжелая, и ошибок она не прощает. Поэтому постарайтесь запомнить и соблюдать приметы во время похорон.

В прошлом все знали и соблюдали . Современные же люди мало задумываются о том, как правильно организовать погребение и что вообще делать. Сложно найти представителя современной молодежи, которые бы имели такие знания, поэтому за тем, что происходит во время погребения, обычно следят люди постарше. Но это не значит, что вам не нужно перенимать этот опыт.

Суеверия, связанные с похоронами - в доме

Даже во время существования многочисленных ритуальных контор немалая часть организационных вопросов лежит на родственниках умершего человека. Есть много моментов, которые необходимо учитывать.

Покойника нельзя оставлять одного, не только в доме, но даже в комнате. Рядом с гробом постоянно кто-то должен находиться. Этому есть множество причин. Предметы, связанные с покойным, имеют большую магическую силу. Иногда их стремятся украсть те, кому необходимы эти вещи для ритуалов. Следует стараться, чтобы это не попало в плохие руки. Церковь же считает, что душе умершего нужна молитвенная поддержка, поэтому нужно читать псалмы и . Кроме этого, оставить без присмотра - это неуважительно.

Есть и еще одна причина этому. У умершего могут открываться глаза, и тот, на кого упадет его взгляд, скоро умрет. Для того, чтобы не допустить этого, возле гроба должен находиться тот, кто закроет глаза мертвому в случае, если они откроются.

Возможно Вас заинтересует статья: приметы если .

Сразу же после смерти следует позавешивать все зеркальные поверхности непрозрачной тканью. Это нужно, чтобы душа покойного не провалилась в зеркальный мир вместо загробного. На протяжении сорока суток не открывают зеркал, ведь все это время дух находится в родных для него местах.

Предмет мебели, на котором стоял гроб, следует перевернуть вверх ногами, когда его повезут на кладбище. Поставить его обратно можно только про прошествии суток. Если проигнорировать такую примету, умерший может вернуться в виде духа. Чтобы не допустить накопления негативной энергии смерти, следует положить на месте гроба топор.

Фотографии к покойнику не кладутся ни в коем случае, иначе изображенные на ней умрут. Так можно навести порчу и сжить врага со свету. Впрочем, к фотографиям уже умерших (например, родителей покойного) это не относится.

Вода, которой мыли умершего, выливается в безлюдных местах. Так вы не допустите ее использования в магии, ведь для добрых дел такой водой не пользуются. Все, что было связано с мертвым – расческа, мыло, использованное для обмывания, жгуты, для связывания рук и подобные вещи - кладется в гроб. Пользуются такими вещами только для наведения порчи.

Когда у покойника теплятся ноги до самого погребения - это предвестье скорой гибели кого-то из проживающих в доме. Во избежание этого, мертвеца следует задобрить, положив в гроб хлеб да соль.

Пока в жилье есть умерший, нельзя заметать, так можно «вымести» на кладбище всех, кто тут проживает. А вот когда его увезут хоронить, должен остаться человек, который подметет и вымоет пол, чтобы выгнать из жилья смерть. Инструменты для такой уборки сразу же уносят из помещения и где-нибудь выбрасывают, хранить их и использовать нельзя.

Обязательно следует оставить в гробу новый носовой платочек, чтобы умершему было чем во время суда вытирать пот. Очки, протезы и подобные вещи также кладите внутрь гроба - личные вещи должны отправиться в иной мир вместе с владельцем.

Если возле вас проходят похороны, а кто-то из членов вашей семьи спит, обязательно разбудите, ведь в спящего человека может влезть душа умершего. Не все покойники спокойно принимают то, что им больше не жить, и пытаются остаться в мире живых. Особенно следует беспокоиться за детей и не давать им спать во время похорон. А если ваш ребенок в это время ест, ставьте под колыбель воду.

В комнату, где находится гроб, нельзя пускать собак и кошек. Они могут побеспокоить его дух. Запрыгнувший в гроб . Вой и мяуканье пугают мертвых.

Возле порога дома с покойником, кладутся еловые ветки, чтобы родственники и друзья, которые пришли почтить память, не унесли смерть в свое жилище.

Нельзя спать в помещении с умершим. Если это случилось, с утра нужно съесть лапшу на завтрак.

Обмывают мертвых только вдовы. Обмыть и одеть в чистое нужно до того, как остынет тело. Зато после подобного занятия можно сделать обряд, чтоб руки никогда не мерзли. Для этого из щепок и прочих деревянных остатков, из которых делался гроб, возжигают небольшой костёр и все участники обмывания греют над ним руки.

Почему нельзя смотреть через окно на похороны

Если возле вас проходят похороны, нельзя смотреть в окно, иначе пойдете следом. Имеется такая примета, однако мало кто точно знает, почему нельзя смотреть через окно на похороны. Считается, что некоторое время душа усопшего находится рядом с телом, которое, как известно, во время похорон находится в гробу. Она испытывает дискомфорт от пристального разглядывания через оконное стекло, и, даже если хоронят во всех смыслах хорошего и незлобливого человека, его дух может отомстить за такую невежливость.

Известно, как может отомстить дух покойного - утащить с собой в мир мертвых. Старики утверждают, что если смотреть в окно на похороны или покойника вообще, можно серьезно заболеть. Эта болезнь может привести к летальному исходу. Особенно это поверье касается детей, энергетическая защита которых слабее, чем у взрослых. Справиться с ребенком мстительный дух сможет гораздо быстрее.

Если взгляд на покойного был случайным, что совсем не редкость, в старину тут же отводили взгляд и осеняли себя крестным знамением трижды, а также мысленно желали Царствия небесного усопшему и молились о его душе. Если у вас появилось желание посмотреть на похоронную процессию, нужно выйти за дверь квартиры или калитку и смотреть с улицы. У многих появляется такое желание, и ничего дурного в сочувствии даже незнакомому человеку нет.

Плохие приметы на похоронах - на улице и на кладбище

Ни при каких условиях не переходите путь похоронной процессии. Как правило, тех, кто не соблюдает этого правила, ожидает тяжелая болезнь. Допустить подобное сложно.

Некоторые считают, что если перейти дорогу погребальной процессии, можно умереть по тем же причинам, по которым умер тот, кого хоронили.

Если могила вырыта слишком больших размеров, это может грозить смертью еще одному члену семьи. Подобное значение придается забытой в доме крышке гроба. Не следует допускать этого.

Нельзя нести гроб родственникам. Это должны делать друзья, коллеги, соседи или люди из ритуального агентства - кто угодно, кроме родни. Иначе покойный может забрать их с собой. Люди, которые несут гроб, должны повязать на руку новое полотенце.

Задумывались ли вы, зачем каждый, кто пришел на похороны, бросает на гроб горсть земли? Для того, чтобы призрак не мог приходить по ночам.

Закрывать крышку гроба можно только на кладбище. Если сделать это дома, смерть придет в семью умершего и к тем, кто заколотит гроб.

Когда выносят гроб, нельзя заглядывать в окна - не важно, свои или чужие, иначе притянете в этот дом смерть. Для того, чтобы никто из родни умершего не умер в скором времени, не оборачиваются назад.

Нельзя идти перед гробом - это к смерти.

Если при выкапывании могилы натыкаются на то, что осталось от старой – кости, например, это предвещает покойному хорошую жизнь на том свете и означает, что его дух не будет беспокоить живых.

Перед тем, как опустить гроб в землю, туда кидают монеты на выкуп места на том свете.

Приметы и суеверия на похоронах - после погребения

Во время поминок, как правило, ставят фото покойника, а возле него – стаканчик с водкой (иногда с водой) и кусок хлеба. Тот, кто выпьет эту водку или съест хлеб мертвого, заболеет и умрет. Даже животным нельзя отдавать.

После того, как вернетесь с похорон, обязательно согрейте руки живым огнем или вымойте их в горячей воде. Так вы обезопасите себя от ранней смерти. Многие вместо этого трогают печь или зажигают свечи, чтобы сжечь все, чего можно было нахвататься на похоронах.


Нельзя плакать по умершему слишком много, иначе он утонет в ваших слезах на том свете.

У каждого человека есть любимые места. Оставляйте там воду, ведь душа еще некоторое время находится среди живых, и время от времени ей нужна вода. Пусть она стоит сорок дней, время от времени доливайте. Столько же нельзя пить родне умершего, а также должна гореть лампадка.

Уходить с кладбища следует, не озираясь назад. На выходе вытирают ноги.

Образ, который стоял перед умершим, нужно пустить по воде. Едут к реке и кладут на воду, чтобы плыла. Хранить ее нельзя, выкидывать тоже, вода - единственный способ избавиться от иконы так, чтобы это не принесло беду. Во всех других случаях относите иконы в церковь, там решат, что с ними делать.

Если были куплены лишние принадлежности для погребения, их кладут в гроб или оставляют на кладбище. Можно и потом унести, если проворонили этот момент. Можно не считать количество венков и лент к ним, но они останутся на кладбище в любом случае.


Положить все любимые вещи покойного в гроб иногда бывает невозможно. Они могут притягивать его душу и заставлять пугать живых родственников. Поэтому чаще всего то, что принадлежало мертвому, раздают нищим. Чашку, ложку и тарелку умершего также отдают малоимущим.

Кровать, на которой умер человек, всегда выкидывают прочь из дома. Это же касается и постельного белья. Иногда эти вещи сжигаются вне двора или участка.

С похорон нельзя ни к кому ходить в гости, иначе в тот дом придет смерть.

Первый поминальный блин и первую чашку киселя отдают покойному на угощение. Блины всегда подаются в качестве самого первого поминального блюда. Чокаться стопками во время поминок нельзя, иначе можно перенести беду из этого дома в другой. Если на столе во время поминок стоят свечи, их должно быть не более одной штуки.

Тот, кто во время поминок начнет петь или смеяться, скоро испытает много горя. А у тех, кто не будет сдерживать себя в алкоголе, дети будут алкоголиками. В некоторых регионах во время поминок не говорят «спасибо».

Знание всех таких примет поможет вам избежать неудач, связанных с миром мертвых и спокойно провести своих друзей, родных и близких в иной мир.

Вконтакте

Многие предпогребальные действия, помимо практической необходимости, имеют древ­нее ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - как бы сборами в дальнюю дорогу.

Религиозно-магический характер омовения под­черкивался тем что его совершала особая профессиональная категория людей - смывальщиков. Эта профессия чаще становилась уделом старых дев и старых вдовцов, уже не «имеющих греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Если девушка долго не выходила замуж, то ее пугали тем, что она будет «обмывать покойников». Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего. Если не было специалистов-омывальщиков, издавна было принято, чтобы омовение умер­ших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим.

Согласно церковному по­учению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души: по христианскому вероучению, ребенок обретает райскую жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе сложилось поверье, что материнская слеза «жжет ребенка».

В прошлом процедура омовения носила ритуальный характер, магическую, направлен­ность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи. Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка. На атрибуты омовения - горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась "мертвой", ее выливали в угол двора, туда где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Такова была и участь глиняных горшков для омовения: их выносили в овраг, на «рубеж» поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня, там их разбивали или просто оставляли. Цель этих действий - предотвратить возвращение покойника, чтобы он «не являлся» живым и «не стращал» их. Эти места считались в народе страшными, и мало находилось смельчаков, которые решились бы проходить мимо них в глухую полночь. Свойства предметов омовения "омертвлять" живое использовались в практике вредоносной магии: "мертвую" воду колдуны употребляли для порчи молодоженов, кусок савана плотники заколачивали в дверной косяк при постройке дома, когда желали беды неугодному им хозяину. Мыло, употреблявшееся для омовения покойника, в домашней медицине применяли с иной целью - подавить, умерить нежелательные явления: жены подавали его для умывания злым мужьям, чтобы их "злоба замирала", а девушки мыли им руки, чтоб кожа на них не дрябла.

В настоящее время обмывание покойного совершается чаще всего в морге, трупохранилище. Однако еще встречаются, особенно в деревнях, старушки-обмывалки. Из старинных обычаев, связанных с этим обрядом, уже многие забыты, в частности, магические свойства предметов омовения уже мало кто помнит.

После того как будет установлена смерть человека, желательно как можно быстрее его обмыть. Если смерть не установлена, то необходимо ожидать до тех пор, пока она будет точно установлена.

Обмывать усопшего мусульманина, укутывать его в саван, совершать над ним заупокойную молитву (джаназа-намаз) и его захоронение – это коллективная обязанность (фарз аль-кифаят), по единогласному мнению ученых. Если какой-либо умерший мусульманин останется незахороненным или за него не совершат джаназа-намаз, то все жители того или иного населенного пункта впадают в грех.

Обязательный метод купания усопшего

Минимум купания усопшего – это доведение воды до всего тела. Если на теле усопшего есть нечистоты (наджаса), то желательно сперва удалить их. По мнению имама ан-Навави, удаление нечистот (наджаса) и обязательное купание получается с одного промывания, а имам ар-Рафии говорит, что требуется два промывания – одно для удаления нечистот (наджаса), второе – для обязательного купания.

Человек, обмывающий усопшего, не обязан совершать намерение на это. Также необходимо обмыть утопленника, ибо купание усопшего является обязанностью мусульман после того, как человек умер.

Желательный метод купания усопшего

Усопшего кладут в отдельное, закрытое помещение, куда не заходят посторонние люди, помимо тех, кто купает его. Ведь на теле мертвого может быть то, что не следует показывать посторонним. Его ставят на специально приготовленный для купания деревянный стол или носилки. Сторона, где находится его голова, должна быть выше, чтобы вода стекала вниз. На усопшего надевают длинное платье, материал которого легко пропускает воду. Таким образом, тело усопшего будет спрятано от взоров даже омывающих. Человек, который омывает его, вводит свою руку под это платье и в рукава, чтобы доводить воду до изгибов тела и очищать его. Если платья не будет или не получается его надеть на усопшего, то прячут промежуток между пупком и коленами, каким-нибудь материалом.

Человеку, который обмывает усопшего, не следует смотреть на его тело, кроме необходимого, которое требуется для обмывания тела. Вода, которой обмывают тело усопшего, должна быть холодной, чтобы это способствовало укреплению тела. Если вода льется из сосуда, то следует этот сосуд держать подальше от обмываемого тела, чтобы в сосуд не попали брызги.

Затем усопшего приподнимают так, чтобы он был в наклонном положении. Купающий, ставит свою ногу за спиной усопшего для упора, а правой рукой держит шею мертвого, придерживая большим пальцем его голову. Левой рукой, надавливая, протирают живот усопшего, чтобы из него вышло то, что осталось. В комнате при этом следует использовать много благовоний, дабы блокировать неприятный запах. А воду следует наливать обильно, чтобы она быстро смывала нечистоты, которые могут выйти из тела.

Затем его укладывают на спину и, надев перчатки или обмотав руку тряпкой, моют его оба аврата (половые органы) таким образом, как живой подмывается после посещения туалета. Затем снимают перчатки, моют руки, надевают другие перчатки и начинают совершать усопшему ритуальное омовение, то есть делается обычное омовение, начиная с ополаскивания носа и рта, наклонив его голову так, чтобы вода не попала вовнутрь. Далее моют голову и бороду мылом или иным моющим средством. После этого широкой расческой расчесывают волосы головы и бороду, если они запутаны. А выпавшие при расчесывании волосы следует положить в саван усопшего. Укорачивать волосы или ногти усопшего является нежелательным, а по другой версии даже запретным.

Затем моют его правую сторону, повернув усопшего на левый бок, – от шеи до кончиков ног. Так же омывают и левую сторону. Желательно омывать таким образом по три раза, не считая тот раз, когда омывают мылом или моющим средством. Моющим средством желательно промыть тело в первый раз, а затем чистой водой. Желательно смешивать с водой чуточку камфары, так чтобы вода не изменяла своего свойства. А добавлять ее в последний раз является наиболее предпочтительным. Если полная чистота не получится после третьего купания, то следует добавить еще и еще по мере необходимости. Если чистота получится в четном количестве обмывания, желательно добавлять еще одно омывание, чтобы соблюдать витр (нечетность).

По окончании купания, суставы и сухожилия тела смягчают соответствующим разминанием тела. Затем тело усопшего усердно протирают и сушат, чтобы не намочить саван, ибо это способствует быстрому тлению савана.

Если после купания из тела выйдет наджаса, то необходимо удалить только ее. Повторять купание снова не обязательно.

Наиболее предпочтительным является, чтобы усопшего мужчину омывал мужчина, а женщину соответственно – женщина. Но при этом муж имеет полное право обмывать тело своей усопшей жены и наоборот. Обмывая тело жены или мужа, следует надевать перчатки, чтобы кожа купающего не соприкасалась с кожей усопшего и тем самим не нарушалось омовение купающего. А что касается усопшего, то его омовение однозначно не нарушается.

Если для купания усопшего не будет никого, кроме как постороннего человека противоположного пола, то усопшего не купают, а вместо этого ему делают таяммум.

Кто наиболее достоин обмывать усопшего?

Самыми достойными для купания усопшего мужчины являются родственники со стороны отца. В первую очередь – это отец, затем дедушка (отец отца), затем прадед и т.д. Затем сын усопшего, затем внук, правнук и т.д. Затем брат, затем брат со стороны отца. Затем племянник (сын брата), затем сын брата со стороны отца, затем другие родственники по отцовской линии, а это дядя (брат отца), затем брат отца со стороны их отца.

Далее, если родственники по отцовской линии не имеются, то усопшего купают его родственники по материнской линии. Среди них первым идет отец матери, затем брат по матери, затем дядя со стороны матери, затем дядя - брат матери по матери.

Женщину должны обмывать ее близкие родственницы (махрамы), то есть женщины, если предоставить это дело мужчине, то тому, который не имел бы права жениться на усопшей. Если на одном уровне будут две женщины, то следует предпочтение отдать той, которая приходится родственницей по отцу. Следовательно, тетя со стороны отца предпочтительней, чем тетя со стороны матери. Далее идут другие женщины семейства усопшей. Если же у усопшей не будет родственниц, то обязанность ее купания возлагается на других, посторонних женщин. Если женщин не будет, то ее обмывает муж. Если и его не будет, ее обмывают близкие родственники. Но важно знать, что двоюродным братьям однозначно запрещается купать усопшую женщину.

Если человек умрет при совершении паломничества, то при его купании не используют то, что имеет приятный запах. Запрещается также укорачивать или подрезать его ногти, ибо все это было запрещено паломнику.

По материалам книг: Канзу ррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил Ахмад Магомедов

С таким печальным событием как похороны сталкивается каждый человек. Очень хочется, чтобы родственники пребывали с нами всегда, но это просто невозможно. Таинства смерти всегда пугают людей, вот почему с этим событием связано множество различных суеверий и всевозможных примет. Считается, что для того, чтобы умерший человек обрел покой, родные и близкие, занимающиеся упокоением, должны помочь ему обрубить все выходы в этот мир. Именно родственники должны проследить за выполнением всех обрядов в домашних условиях. Сегодня мы ознакомим вас с основными из них и расскажем, как мыть полы после покойника, надо ли мыть пол после покойника, кому можно, а кому нет, куда вылить воду, чтобы смерть не вернулась по своим следам.

Зачем необходимо мыть полы после покойника?

Мытье полов за покойником — относится к очень старым традициям. Раньше пол не мыли, а подметали, чтобы вымести все беды, болезни и смерть. Считалось, что в этом случае смерть не сможет вернуться в дом, так как не останется никаких следов ее пребывания.

Любой умерший человек, даже самый любимый и близкий, несет после смерти негативную энергию. И вся эта отрицательная энергетика пропитывает вещи, связанные с похоронами.

Важно! Стол и табуретки, на которые устанавливались гроб и крышка. Все эти вещи переворачиваются ножками вверх и выносятся на улицу на некоторое время, чтобы очистить их от негатива и не навлечь новую беду.

Если отрицательная энергия остается внутри дома, то живущие в нем люди начинают без причины болеть и даже умирать. Всем известно, что негативную энергию смывает вода и лучше святая, поэтому так важно знать, как правильно вымыть полы после покойника, чтобы не накликать новую беду. А еще вы можете воспользоваться отдельными советами, чтобы .

Наверняка встанут ребром и другие вопросы. И ответы на некоторые из них вы также найдете на страницах нашего сайта, например, .

Как мыть полы после покойника?

Начало обряда идет с давних времен. Полы в то время были земляными. Чтобы навести порядок в избе, полы подметали, начиная изнутри помещения, а заканчивали за порогом.

После похорон следы покойника наши предки заметали в другую сторону, перекрещивая метелкой дорогу, по которой ушедший в мир иной мог вернуться. Именно с этих времен и произошел обычай — мыть полы после покойника.

Чтобы правильно произвести обряд, необходимо придерживаться определенной последовательности и некоторых правил:

  • Полы нельзя мыть родственникам умершего и беременным женщинам. Родственники покойного как никто подвержены негативу и опасности. Им нельзя соприкасаться с атрибутами похорон, чтобы покойник не притянул их к себе. Беременные женщины, даже если они не являются родственницами, также очень подвержены негативному воздействию и могут накликать беду на неродившегося малыша.
  • Из помещения необходимо вынести все, что связано с похоронами: отрезы материала для покрывала гроба, различные деревянные щепки и все подаренные покойнику цветы.
  • Ритуальную промывку полов необходимо начинать от порога и стен, заканчивая уборку в том месте, где стоял гроб. Делать это необходимо проводить для того, чтобы умерший человек забыл дорогу обратно.
  • В случае, если полы после покойника не помыли по причине ухода всех на кладбище, поступите таким образом: пусть одна из пришедших попрощаться женщин войдет в дом с веником и повторит старинный ритуал, перекрещивая дорогу внутрь. После проведения такого обряда все остальные могут пройти в помещение.

Важно! Помните следующее правило: в доме, где находится гроб с телом покойного, нельзя проводить никаких уборок. В противном случае, есть риск “вымести” или “вымыть” из дома еще одного жильца. В это время только убирают ковры и дорожки с полов. И только после выноса тела полы в доме моются, чтобы удалить мертвый дух из жилища.

Приметы и правила на похоронах

Все приметы складываются на основе опыта поколений и их необходимо уважать, чтобы не накликать беду и прожить долго и счастливо. Ознакомьтесь с некоторыми правилами, которые необходимо придерживаться во время упокоения:

  • Покойника не оставляют в доме одного — около него сажают женщин.
  • Сразу после того, как человек умер, в доме завешивают все зеркала, чтобы закрыть дорогу между миром живых и мертвых. Пока душа покойного находиться дома, она может затеряться в зеркалах.

Важно! Закрыты зеркала должны быть 40 дней.

  • После того, как человек умрет, необходимо открыть двери и выйти на улицу, чтобы провести душу покойного. Пока все провожают душу, старшая в доме женщина причитает над телом.
  • Покойного необходимо обмыть сразу после того, как проведут душу. Родственники не должны принимать в этом участие — обычно зовут для обмывания соседей. Мыть должны только женщины. Воду после обмывания необходимо вылить за порог — туда, где никто не ходит.

Важно! Нельзя выливать воду в унитаз.

  • Женщинам, которые обмывали покойного, после сорока дней отдают одежду умершего. Сразу после смерти отдавать одежду нельзя, так как покойник на том свете будет ходить нагишом.
  • Покойного одевают во все новое. Хоронить человека принято в одежде, соответствующей погоде и сезону. Обувь должна быть с задником и презентабельной. Если человек еще при жизни заготовил себе похоронную одежду, то убедитесь, что она чистая и не была использована ранее.
  • Гроб не должен быть больше, чем умерший.

Важно! Есть такая примета: если в ногах у покойника осталось свободное место, то будет второй покойник.

  • Покойника кладут головой в святой угол, ногами к выходу. Выносят покойника вперед ногами.
  • Перед выносом у гроба зажигают свечи и поют молитвы. Затем свечи гасят и кладут в гроб.
  • Выносят сначала крышку, а затем гроб. Родственники становятся вслед гроба, то есть, за головой покойника.
  • Хоронить умершего необходимо в первой половине дня, чтобы успеть крошки с поминального стола отнести на кладбище.
  • После выноса тела полы тщательно моют. В то место, где стоял гроб, кладут топор, чтобы не было больше смертей.
  • Веник, которым мели, и тряпку, которой мыли пол, обязательно выносят из дома и выбрасывают.
  • После кладбища обязательно вымойте руки с мылом и подержите их над свечой. Свеча — это символ огня, и она способна сжечь все отрицательные энергии.

Вот еще несколько известных примет, которые должны знать все, кто принимает участие в упокоении:

  • Когда покойнику закрывают глаза, то нужно внимательно проследить, чтобы оба глаза были закрыты.
  • Если умирает девица, то одевают ее во все венчальное. Предназначение любой женщины стать женой и матерью. Если девушка умерла в молодом возрасте, так и не став женой, то она становится невестой Бога.
  • Родные не должны нести гроб с покойным. Тем, кто несет гроб, обязательно повязывают новое полотенце на руку, якобы сам усопший благодарит этих людей за оказанное уважение.
  • Нельзя оставлять вещи, которые были в контакте с покойным, в доме. Мерку, которую снимали для гроба, веревки, которыми были перевязаны руки и ноги, обязательно необходимо положить в гроб.
  • Если на покойнике нет креста, то его нужно надеть. Руки усопшему складывают следующим образом: левая снизу, правая сверху. В левую руку кладут икону (женщине — Божьей Матери, мужчине — Спасителя) или крест.
  • Не кладите в гроб живые цветы.
  • Не следует на покойнике оставлять колец, цепочек, браслетов. Забытые на покойном украшения, узлы, застегнутые пуговицы могут некоторое время причинять неудобства душе усопшего.
  • Нельзя хоронить в обручальном кольце.
  • Платочки со слезами бросают и закапывают в могиле. С кладбища вообще ничего нельзя выносить.
  • Перед тем, как закопать покойника, все пришедшие его проводить, бросают горсть земли на крышку.

Важно! В народе говорят, что если человек не бросит землю, то усопший найдет слабое место и начнет пугать по ночам.

Как защитить свою семью, если увидел похороны?

Непонимание смерти, ее пугающие образы порождают массу примет и охранных действий. Вот несколько из них:

  • Если похоронная процессия проходит мимо дома, то нужно разбудить всех, даже маленьких детей. В народе считается, что во время прохождения похоронной процессии, душа покойного может забрать с собой того, кто спит.
  • Нельзя переходить дорогу перед похоронной процессией. Необходимо остановиться, снять шляпу и помолиться, чтобы не навлечь на себя беду.

Важно! Не забудьте побеспокоиться об оформлении могилы, ведь это — последняя дань близкому человеку. Узнайте все о том, и как правильно это сделать.

Видеоматериал

Человек рождается, растет, живет, на каждом шагу сталкивается с теми или иными суевериями, приметами, предостережениями. Если при жизни последствия от невыполнения правил, примет можно исправить, то после смерти этого уже сделать нельзя. Будьте внимательны, выполняйте основные охранные действия при упокоении, чтобы жить как можно дольше, а главное — счастливо.

Омытие покойного является обязательным (фард кифая) для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если же таковых нет, то любой мусульманин должен это сделать.

Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под копытами животного, сильно пострадал и скончался, Пророк воскликнул: «Омойте его водою с сидром и заверните в одежду его [ихрам был использован в качестве савана]» .

Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины - женщин. Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними , а при омытии женщины - родственники ее. Что касается выполнения этого кем-то из оставшихся в живых супругов, то по свидетельству сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) муж может омывать жену и наоборот. И только ученые ханафитского мазхаба говорят о непозволительности этого .

Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни скрывались им.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников» . Сам пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его [изъяны], тому будет Божье прощение сорок раз» .

Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить другим можно и нужно. Пророк призывал: «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)» .

Желательно (мустахаб) для омывающего:

Не мыть покойного под открытым небом;

Никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то необходимость;

Наполнить помещение благовонным запахом;

Не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;

Не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку . Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;

Полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного .

Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:

1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело на доску.

2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем или каким-либо полотном .

3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Каабе, слегка приподняв голову.

4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из прямой кишки. Обмыть место выхода нечистот.

5. Омыть те части тела, которые традиционно омываются при совершении вуду’ (малом омовении), за исключением полоскания рта и промывания носа. Рот и нос можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Попадание воды внутрь крайне нежелательно .

6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы .

7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела.

8. Повернуть на правый бок и также омыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать.

9. Затем тело положить на спину и облить его в третий раз .

10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни.

11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно . Лучше промыть под ногтями от остатков грязи .

12. Руки располагаются вдоль туловища. После этого тело заворачивают в саван. Необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омовения тела покойного на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: единожды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. В случае когда тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают .

Специальное намерение перед началом омытия необязательно. Также необязательно, чтобы омывающий был именно мусульманином. Такого мнения придерживается большая часть ученых, среди которых богословы шафиитского и ханафитского мазхабов.

Вопросы по теме

Нужно ли мыть покойного в случае, когда сохранилась только часть тела, например, в результате авто- или авиакатастрофы?

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что если даже незначительная часть сохранилась, то необходимо ее омыть и совершить над нею погребальную молитву . Имам Абу Ханифа и имам Малик считали, что мытье тела покойного и совершение погребальной молитвы над ним происходит только при наличии большей части тела. Если имеется меньше половины или, например, человеку ампутировали часть тела, то это предается земле без омытия и без совершения погребальной молитвы .

Если тело покойного не имеет целостности, то лучше сшить его части. Когда какую-то часть пришить невозможно, то после омовения все воедино заворачивается в саван.

Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?

В такого рода случаях допускается совершение таяммума .

Влияет ли каким-либо образом на процедуру захоронения то, что покойный умер в состоянии джунуб, то есть имел интимные отношения с супругой и не стал совершать полное омовение сразу, оставив его на утро, а ночью умер?

Если человек умер, не успев вымыться, то это никак не отражается на состоянии покойного или специфике приготовления его к захоронению .

Нужно ли мыть утопленника?

Утопленника, находящегося в воде, следует три раза окунуть с намерением ритуального омытия тела . Такой процедуры будет достаточно. Если же его уже вытащили из воды, то омытие тела (хотя бы разовое) перед захоронением необходимо .

Нарушается ли омовение, если дотронулся до тела умершего?

Подробнее о том, в каких случаях нарушается состояние ритуальной чистоты и необходимо малое или полное омовение, читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».

Фард кифая - это то, что является обязательным для всех верующих и при выполнении кем-либо из них снимается обязанность со всех. Если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности.

Сидр - лотос; применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.

Ихрам - специальное одеяние, надеваемое паломником во время паломничества и символизирующее особое состояние ритуальной чистоты. У мужчин оно состоит из двух белых полотен.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 378, хадисы № 1265–1268.

Последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484, 1485; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198, 199.

Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1461 «мавду‘»; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 12 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 371. По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не является достоверным, но его смысл канонически верен.

Св. х. аль-Хакима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 615, хадис № 928, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».

При омытии половых органов покойного использование тряпки обязательно (ваджиб), а при омытии остальных частей тела - желательно (мустахаб).

Передается хадис: «Кто обмыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль)». Хадис от аль-Мугийры и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ибн Хаббана. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1463, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 535, хадисы № 8875, 8876, оба «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 462.

‘Аурат покойного должен быть обязательно накрыт, кроме тех случаев, когда это ребенок семи или менее лет. Допускается омытие тела через широкую и просторную рубаху. Достоверно известно, что тело пророка Мухаммада было омыто одетое в рубаху. Однако ученые говорят, что это касается только самого Пророка, поэтому не расценивается как что-то необходимое для других. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 195.

‘Аурат - это те части тела, которые, согласно каноническим предписаниям, подлежат обязательному прикрытию перед людьми противоположного пола, не являющимися близкими родственниками. У мужчин - от пупка и до колена, как перед мужчинами, так и перед женщинами, а у женщин - все тело, кроме лица и кистей рук перед мужчинами и от пупка до колена перед женщинами.

См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 57.

Желательно мыть прохладной водой.

Умершему ребенку, не достигшему семилетнего возраста, нет необходимости совершать малое омовение (вуду’).

Что касается причесывания волос покойного, то это допустимо, если есть на то необходимость. Упоминания о некоторой нежелательности встречаются в богословских трудах, но должного обоснования они не имеют. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 10.

Один раз омыть все тело - обязательно (фард), а три раза повторить упомянутую процедуру - желательно (сунна).

Если вдруг в процессе мытья или по завершении его из тела покойного выйдут какие-нибудь нечистоты, то заново мыть тело нет никакой необходимости. Достаточно будет смыть эти нечистоты водой. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 197; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 11. Большая часть ученых допускает, а порой говорит о необходимости использования ватных тампонов для блокирования, воспрепятствования выхода из тела покойного каких-либо нечистот или зловония. Также по завершении омытия покойного с использованием ваты и марли, пропитанных благовонием, можно и нужно сделать повязку, которой стягиваются ягодицы, в форме подгузника. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 469; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 19.

Начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;

Произнести намерение на наличие для покойного ритуальной чистоты;

Легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня); возможна пыль и то, что содержит ее;

Один раз протереть ладонями лицо покойного;

Еще раз ударить по земляной поверхности;

Один раз протереть сначала правую, затем левую руку до локтя включительно.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458.

См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22.

Намерение может быть выражено в свободной форме и на любом языке.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1487; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 460.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 135.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 109, хадис № 283.

Новое на сайте

>

Самое популярное