Домой Симптомы Классические исследования подросткового возраста в первой половине XX в. Теории подросткового возраста Подростковые феномены теоретический вопрос

Классические исследования подросткового возраста в первой половине XX в. Теории подросткового возраста Подростковые феномены теоретический вопрос

В результате изучения главы студент должен:

  • историю развития научных представлений о подростковом и юношеском возрасте в психологических теориях;
  • основные теории психического развития в подростковом и юношеском возрасте;
  • проблемное поле и основные направления исследований подросткового возраста в современной психологии;
  • выделять основные закономерности и детерминанты психического развития в различных теориях психического развития в подростковом и юношеском возрасте;
  • определять роль наследственности, социальной среды и активности самого субъекта развития в подростковом и юношеском возрасте;
  • специальной терминологией;
  • навыками анализа социокультурных особенностей подросткового и юношеского возраста.

Основные закономерности развития в подростковом возрасте в классических теориях (Г. С. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер)

Развитие классических теорий подросткового возраста во многом связано с работами Ж.-Ж. Руссо, уже в XVIII в. выделившего подростковый возраст как особый период в развитии человека и назвавшего его периодом второго рождения. Автор выделял три основных характеристики подросткового возраста. Во-первых, подростковый возраст является периодом растущей нестабильности и эмоциональных конфликтов, обусловленных бурным биологическим созреванием. Во-вторых, биологические и социальные изменения, происходящие в подростковом возрасте, сопровождаются качественными трансформациями психики. Ж.-Ж. Руссо выделял такие новые психологические способности подростка, как самосознание и способность мыслить логически. В-третьих, подростковый возраст рассматривался как процесс перерождения, в котором человек проходит в краткой и сжатой форме более ранние стадии своей жизни, что соответствует принципу рекапитуляции на индивидуальном уровне.

Идеи Ж.-Ж. Руссо нашли отражение в работах Г. С. Холла - одного из основателей психологии развития, первого президента американской психологической ассоциации. Г. С. Холл определял подростковый возраст как период "бури и натиска", повышенной эмоциональной возбудимости, обусловленный разрывом между наступлением социальной и половой зрелости. В основе подхода Г. С. Холла к проблеме психического развития человека лежит принцип рекапитуляции - индивидуальное психическое развитие в онтогенезе является кратким и сжатым повторением филогенеза, антропогенеза и социогенеза. Человек по мере развития воспроизводит основные вехи развития животных видов (филогенез), появление человека разумного (антропогенез) и формирование социального общества людей (социогенез). На различных этапах онтогенеза начиная с эмбрионального периода Г. С. Холл указывал на параллели в развитии человека, с одной стороны, и филогенеза, антропогенеза и социогенеза - с другой. Предшествующий подростковому младший школьный возраст связывается с периодом появления и освоения различных ремесел и занятий, где начинают структурироваться формы социального взаимодействия между людьми, появляются правила и нормы поведения. Подростковый возраст связывается с периодом Средневековья - выраженного "черно-белого" восприятия и оценки мира как однозначно "правильного - неправильного". Так, стремление средневекового сознания приобщить весь мир к одной религии, выросшее в организацию крестовых подходов, уничтожение инакомыслящих и т.д., в подростковом возрасте находит выражение в таких особенностях, как дихотомичность мышления и понимания окружающего мира (правильно/неправильно, справедливо/несправедливо, черное/белое), выраженный максимализм в оценках, категоричности целей: "все или ничего". Несмотря на активную критику теории рекапитуляции Г. С. Холла, выдвинутые им идеи оказали значительное влияние па дальнейшие представления о психическом развитии ребенка в работах 3. Фрейда, Ж. Пиаже, А. Гезелла, Э. Эриксона .

Ш. Бюлер в своих работах называет подростковый возраст пубертатным периодом. Хронологические границы подросткового возраста определяются по критерию полового созревания (пубертатность). Подростковый возраст включает три фазы: предпубертатную (11 - 12 лет), предшествующую собственно пубертатной фазе (собственно подростковый возраст - 12-17 лет), и юность (18-21/23 года). Биологический смысл пубертатного периода Ш. Бюлер выделяет на основе сопоставления психики человека и животных: созревание сопровождается внешними и внутренними возбуждениями, которые "должны вывести индивидуума из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побудить его к поискам и сближению с существом другого пола" .

Автор использует понятие "потребность дополнения" как стремление к взаимодействию с другим человеком противоположного пола, где важным является не только сексуальная активность, но и готовность дружить, любить, где "Я" подростка должно быть открыто для встречи с "Ты".

Ш. Бюлер предлагает различать психическую пубертатность и телесную (физическую) пубертатность по их длительности. Психологические симптомы подросткового возраста появляются уже в период 11 - 12 лет, предваряя начало физической пубертатности. Физическая пубертатность охватывает период от 12 до 17 лет, когда выражены индивидуальные и гендерные различия в особенностях ее протекания. Гендерные особенности заключаются в том, что физическая пубертатность девушек начинается и заканчивается раньше, чем у юношей. Индивидуальные различия выражаются в том, что начало и завершение пубертатного периода у подростка могут сильно варьироваться в указанных возрастных рамках - от 12 до 17 лет. Выделение усредненного возраста физического пубертата позволяет выделить период 13-15 лет для девушек и период 14-16 лет для мальчиков как типичный для большинства. В период юности (17 23 года) происходит относительная стабилизация как физического, так и психического развития. В подростковом возрасте можно выделить позитивную и негативную фазы развития психики, характеризующие переход от жизнеотрицания мира подростком к его жизнеутверждению.

Негативная фаза характеризуется отрицанием, начинается уже в предпубертатный период и длится до 13-16 лет. Ш. Бюлер указывает на целый набор симптомов и форм проявления отрицания: неудовольствие, беспокойство, повышенная чувствительность и раздражительность, снижение работоспособности, психическая и физическая утомляемость, потеря интересов и т.д. Традиционно период негативной фазы у девушек - от 11 до 13 лет, у мальчиков - от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы связывается автором с началом физического пубертата (менструация у девушек). За негативной фазой следует позитивная фаза, когда "перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив и которых он в детском возрасте не знал" . Начинает формироваться система ценностей, происходит "радостное утверждение жизни", выражающееся в переживании красоты природы, дружбы и любви, в чувстве живости и внутренней свободы, жажде жизни и чувственной радости. Позитивная фаза также может быть наполнена разочарованиями, тревогой и беспокойством, связанными с жизненными неудачами, однако жизнеутверждение становится основной движущей силой поведения подростка. В период юности происходит стабилизация, появляются черты зрелости.

Немецкий философ, педагог и психолог Э. Шпранглер в 1924 г. опубликовал книгу "Психология юношеского возраста", выдержавшую более 25 переизданий и оказавшую значительное влияние на дальнейшее развитие немецкой педагогики. Автор считал, что подростковый возраст составляет фазу юношеского возраста, границы которого он определял от 13 до 19 лет для девушек и от 14 до 22 лет у юношей. Подростковый возраст рассматривался как период вращивания в культуру, особое внимание в котором должно быть уделено усвоению социальных норм, требований, правил и форм. Подростковая фаза юношеского возраста продолжительностью от 14 до 17 лет характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Основными психологическими новообразованиями, с точки зрения автора, являются открытие "Я", возникновение юношеской рефлексии и осознание собственной индивидуальности. Большое значение Э. Шпранглер уделяет особенностям эротики и сексуальности в юношеском возрасте как сторонам проявления любви. Эротика рассматривается как душевная форма любви - эстетическая любовь. Эстетическая любовь является "единением с другой психикой, вчувствованием в нее, осуществляемым через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе" .

Тело воспринимается как выражение души человека. Важно, что "единение" осуществляется с наглядным предметом, который может быть реальным или воображаемым. Автор выделяет три ступени эротического переживания: появление способности "вчувствования" по мере созревания; начало восприятия другого как объекта "вчувствования"; взаимная симпатия как созвучие душ на основе эстетического отношения. Э. Шпранглер отмечал, что основой юношеского эроса является в первую очередь собственная внутренняя жизнь, а не другой человек - объект внимания. Сексуальность проявляется в чувственном наслаждении как взаимосвязи психических и телесных переживаний. Появление сексуально окрашенных переживаний может сопровождаться негативными эмоциями - ужасом, страхом, чувством вины и стыда и т.д. Преодоление негативных эмоций возможно через любовные переживания и идеальные устремления. Специфика подросткового возраста состоит в разделенности эротических переживаний и сексуальности. Единение данных сфер рассматривается как начало проявления зрелости, достигаемой к концу юношеского возраста.

Анализ особенностей протекания подросткового возраста позволил Э. Шпрангеру выделить три основных варианта развития в отрочестве. Первый вариант характеризуется яркими, резкими кризисными проявлениями, высокой степенью негативизма и конфликтности. В этом случае подростковый возраст рассматривается как второе рождение, в процессе которого появляется новое "Я". В данном варианте период "бури и натиска" имеет ярко выраженную форму кризиса. Второй вариант развития предполагает постепенные, плавные изменения, где процесс вращивания подростка во взрослую жизнь и усвоения ценностей социума не приводит к серьезным личностным изменениям. Третий вариант развития в своей основе имеет сознательную активную позицию подростка, самостоятельно осуществляющего жизненный выбор и тем самым создающего самого себя, несущего ответственность за свои поступки, контролирующего и преодолевающего тревоги и сомнения, сопротивление и препятствия. Негативная симптоматика протекания кризиса в данном случае оказывается минимальной.

  • Cole M., Cole S. The development of children. Second edition. N. Y. : Scientific American Books. 1993
  • Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19
  • Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. С. 17
  • Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

Ст Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса. Представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов.

Ст Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту (активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью и т.д.), Ст Холл назвал этот период периодом "бури и натиска" Содержание подросткового периода Ст Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности"

Ст Холла называют отцом, так как он первый предложил концепцию, объясняющую психологию переходного возраста, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста

Немецкий философ и психолог Э Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, он ограничивается 14 - 17 годами. Подростковая фаза характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

Подростковый возраст, по Э Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я" .Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Э. Шпрангер попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Э. Шпрангеру, принадлежат к разным слоям психики. Согласованность этих двух моментов (эротики и сексуальности) "в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения" Э. Шпрангер считает "симптомом зрелости".


Подростковый возраст определяется Ш. Бюлер (она)на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью.

Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его "Я" должно быть раскрыто для встречи с "Ты" Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной.

Нижней границей нормального начала физической пубертатности следует считать 10 - 11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания, подчеркивала Ш Бюлер, мы имеем дело с патологическими случаями Средняя норма лежит посредине.

Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше. Отдельные психические симптомы появляются уже в 11 - 12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Эта фаза является, по Ш. Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности.

За ней следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. И здесь начинается вторая фаза - позитивная. Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив

Говоря о верхней границе юношеского возраста, Ш. Бюлер отмечает, что она относится к 21 - му или 24 - м годам, так как в это время наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости.

В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития.

Исследование Г. Гецер содержит интересные данные, связанные с переходом от негативной фазы пубертатного периода к позитивной.

Первым признаком завершения негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности. Г. Гецер отмечает, что к концу негативной фазы у большинства девочек обнаруживались попытки к литературному письму: писание писем, ведение дневников, стихосложение. Нужно сказать, что у девочек, которые до негативной фазы занимались литературным творчеством, в период негативной фазы это творчество прерывалось.

Ссылаясь на Ш. Бюлер, Г. Гецер пишет о том, что в заключение негативной фазы наступает так называемая стадия мечтательности, которая находится во временном промежутке от 13 до 16 лет.

Рассматривая течение негативной фазы у мальчиков, Г. Гецер отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает "тоска по другу". Потребность в друге и нахождение его есть еще одна черта, характеризующая момент перехода от негативной стадии к позитивной.

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.

В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями"; экономический - тип жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление "с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата"; социальный - "смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей"; политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; религиозный - такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира". Определяя каждый из типов, В. Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности су шествует только одно направление ценностей, но какое - либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет жизнь.

По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий - "серьезная игра". О "серьезной игре", по В. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Согласно взглядам В. Штерна, человек остается молодым до тех пор, пока он к чему-то стремится.

Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Э. Эриксон подробно проанализировал этот процесс в книге, посвященной религиозному реформатору XVI века Мартину Лютеру.

В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже , в возрасте от 11 - 12 лет и до 14 - 15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Исследование Г. Гецер содержит интересные данные, связанные с переходом от негативной фазы пубертатного периода к позитивной.

Первым признаком спадения негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности, отмечая, что у 70% девочек "первой продуктивной работой была литературная работа, хотя девочек вследствие их плохой школьной успеваемости можно было бы охарактеризовать как неспособных к письму". Г. Гецер отмечает, что к концу негативной фазы у большинства девочек обнаруживались попытки к литературному письму: писание писем, ведение дневников, стихосложение. Нужно сказать, что у девочек, которые до негативной фазы занимались литературным творчеством, в период негативной фазы это творчество прерывалось.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Вслед за Э. Шпрангером, Э. Штерн попытался изменить старую поговорку ("Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты"), придав ей другое значение: "Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты". возраст подростковый переходный

В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

§1. Психологическое содержание возраста в различных психологических теориях.

1.Классические исследования кризиса подросткового возраста.

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

В соответствии с теорией рекапитуляции Холл считал, что подростковая

стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории

человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации По мнению Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью и т.д. Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности".

Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Шпрангер в 1924 г выпустил книгу "Психология юношеского возраста", которая не потеряла своего значения до сих пор. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста Подростковый возраст, по Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Шпрангер описал три типа развития отрочества

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникаетновое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины

Бюлер в своей теории рассматривает подростковый возраст на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время Период до начала пубертатности Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у

человека в особых психических явлениях, которые Ш Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него. Психическая пубертатность, по Бюлер, связана с вызреванием особой

биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом

жизненном явлении и лежат, по ее мнению корни тех переживаний, которые характерны для подростковой возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам сближению с существом другого пола. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Разумеется, существуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней -- 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания, подчеркивала Бюлер, мы имеем дело с патологическими случаями.

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.

В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями; экономический - тип жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата; социальный - смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь

для других людей"; политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; религиозный - такая личность соотносит всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира.

По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - "серьезная игра". Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. Серьезная игра особенно важна для развития подростка. так как в ней подросток учится "умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.

3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выготский, Д. Б.

Эльконин, Л. И. Божович)

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые

интересы.

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких

интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности); "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский отмечал также два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у

подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый

период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей

деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять). Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения".

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос "Кто я?" Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.

Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12 - 15 лет у девочек и 13 - 16 лет у мальчиков, а, по Дж. Биррену, этот период охватывает 12 - 17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11 - 15 годами. Ж. Пиаже относит к подростковому возрасту от 12 до 15 лет. Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста между 10 - 15 годами .

До ХVII - ХVIII вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление наступает значительно позже, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая характеризуется как взрослость, - продукт нового времени .

Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению от 11 до 20 лет.

Л.С. Выготский подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, тогда, как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.

Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Он писал: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев" .

Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития был Ж.-Ж. Руссо. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как "второе рождение", когда человек "рождается в жизнь" сам, подчеркнул важную особенность данного периода - рост самосознания .

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства ребёнка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический определитель личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из самых фундаментальных факторов развития личности .

С. Холл сравнивает подростковый период с немецким литературным движением конца XVIII в., называя его периодом "бури и натиска". Причину этого А. Фрейд находит в том, что связанное с половым созреванием появление сильных сексуальных импульсов нарушает сложившееся равновесие внутри личности ребенка и обусловливает переструктурирование инстинктивных ("Оно"), реально-ориентированных ("Я") и моральных ("Сверх Я") аспектов личностной системы .

В соответствии с теорией рекапитуляции С. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма. В истории человечества это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства, и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению С. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни.

С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. Содержание подросткового периода С. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности".

Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я" Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру: открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Он попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга. Первоначально эстетическая любовь, считает Э. Шпрангер, это единение с другой психикой, вчувствование в нее, осуществляемое через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека.

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Фаза созревания обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. В этом жизненном явлении лежат корни переживаний, характерных для подростковой возраста. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14 - 16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше. Подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Эта фаза является прелюдией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир.

Ш. Бюлер отмечает, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную меланхолию" и "агрессивную самозащиту". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания.

Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит "переживание природы" - сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука, широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья. Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее "Ты".

Первым признаком завершения негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности. Г. Гецер отмечает наличие у большинства девочек попытки к литературному письму: писанию писем, ведению дневников, стихосложению. В заключение негативной фазы наступает стадия мечтательности, которая находится во временном промежутке от 13 до 16 лет.

Рассматривая течение негативной фазы у мальчиков, Г. Гецер отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает "тоска по другу", но она еще пассивна. К концу негативной фазы подросток активно ищет друга и субъективно находит его, хотя впоследствии их дружеские отношения могут и не сохраниться. Потребность в друге и нахождение его есть еще одна черта, характеризующая момент перехода от негативной стадии к позитивной.

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай; экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата; социальный - смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей; политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; религиозный - такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира". Определяя каждый из типов, В. Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности существует только одно направление ценностей, но все направления ценностей заложены в каждой индивидуальности".

По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Подросток смотрит с известным пренебрежением на детские игры. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О "серьезной игре", по В. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. В качестве наследия от юности каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.

Новое на сайте

>

Самое популярное