Домой Болезни Следственный комитет россии будет ликвидирован. Реформа или ликвидация? Что ждет Следственный комитет России

Следственный комитет россии будет ликвидирован. Реформа или ликвидация? Что ждет Следственный комитет России

Время чтения ≈ 5 минут

Все больше аналитиков предсказывает ожидаемые процессы реорганизации силовых структур, которые необходимы для обновления и усовершенствования внутренней ситуации в стране. Судя по обзорам, состоится реформа СКР. В 2018 году последние новости об этой структуре еще больше укрепляют их в этом мнении. Единственное, в чем они расходятся – в сроках начала реформирования. До выборов Президента России основным прогнозируемым сроком был именно выборный процесс, сейчас называют время после инаугурации Президента, которая состоится 7 мая 2018 года.

Печатные и виртуальные источники

Версии журналистов оппозиционных изданий едины во мнении, что СКР России и Генеральная прокуратура РФ – два силовых ведомства, которые постоянно находятся в некотором противостоянии при этом, дублируя деятельность и функции друг друга.

По вполне понятной причине, оппозиционная пресса крайне негативно относится к структуре, подчиняющейся напрямую Президенту. Его главе, Александру Бастрыкину, предъявляется масса претензий, в число которых входит и вызов на допрос сына Генерального прокурора Юрия Чайки (конфликт тогда вмешался Дмитрий Медведев, который на тот момент был действующим Президентом), и гипотетическое гражданство Чехии. И даже стихи, которые якобы публикует в интернете нынешний глава Следственного комитета.

Александр Бастрыкин

По мнению «осведомленных» об аппаратных играх и позициях, занимаемых в рейтинге подвластных силовых формирований и структур, Президент должен подойти к реформе СКР в 2018 году конструктивно и ликвидировать одну из взаимодействующих, но конфликтующих между собой государственных организаций.

Последние новости, касающиеся не только СКР, но и других силовых ведомств, свидетельствуют не о тенденции к ликвидации, а о выстраивании более прочной силовой линии власти, необходимость в которой давно назрела.


Следственный комитет

Реформы или ликвидация – аргументы за и против

По мнению политологов, считающих себя непредвзято и объективно настроенными к действующей власти, вопрос о реформах в СКР вовсе не стоит альтернативно (ликвидация или переход под ведомство Генпрокуратуры). Проблема решается менее кардинально, и речь идет о преобразовании структуры не только с сохранением ее функциональных обязанностей, но и с добавлением новых полномочий, функций и обязанностей. Последние новости говорят о непрерывных кадровых ротациях и высоком уровне коррупции, царящих в нынешнем Следственном Комитете, не забывая упомянуть о громких и резонансных делах, которые расследовала ФСБ по отношению к его сотрудникам на достаточно высоких постах.

Предвзятая точка зрения заключается в «войне» между СКР и ФСБ. Журналисты полагают, что это следствие спешно реализованных операций Федеральной Службы Безопасности, глава которой выполнял задание более высокого уровня власти или обеспокоен ситуацией, которая сложилась по оперативным донесениям, предоставленным его агентами.


В 018 году планируется ликвидировать СКР

Реорганизация СКР, или его ликвидация, и образование несколько иной структуры, совсем недавно созданной для контроля Президентом деятельности Генеральной Прокуратуры и проведения следственных мероприятий – объективно предсказуемая реальность. В ней рядовым сотрудникам нечего опасаться, поскольку у них, скорее всего, поменяются только названия должностей, но не и не помещения. Но кадровая ротация в верхних эшелонах непременно состоится.

Прибавится контроля и обязанностей, станет меньше возможности для повторения недавних скандальных громких дел.

Официальный представитель СКР напрочь отрицает возможность каких-то перемен в Следственном Комитете, но в пользу возможного переустройства и реформирования говорят некоторые общеизвестные факты:

  • официально такая идея уже была озвучена Дмитрием Медведевым, который мотивировал это необходимостью обеспечения максимальной безопасности страны (!);
  • неоднократно указывалось на необходимость смены руководящего состава (тема стала особенно актуальной после громкого скандала с начальником УСБ СК М. Максименковым, его замом А. Ламоновым, и замруководителя московского отделения СКР Д. Никандровым, обвинявшимся в мегакрупной взятке):
  • в резонансном скандале с освобождением криминального авторитета каким-то образом оказался замешан и А. Бастрыкин, и представители ФСБ заявили, что нити преступного сообщества ведут в СК извне;
  • намеченные властями, и уже начатые мероприятия по обеспечению работы командного состава, и противодействия воцарившейся в СК коррупции.

Какие из озвученных прогнозов сбудутся на сегодняшний день знают только представители высших эшелонов власти, которые, видимо, намерены не декларировать намеченные действия, а сразу начинать их после определенной даты.


Д. А. Медведев
РАССЛЕДОВАТЬ ЗНАЧИТ СЛЕДОВАТЬ...

Ещё раз о судьбе Следственного комитета

Положив руку на сердце, можем ли мы сказать, что довольны нашим Следственным комитетом, что он безупречен и эффективен? Скорее всего нет. И так считают не только простые граждане, но вполне себе государственные мужи, иначе откуда бы взяться идеи очередной реформы этого важного ведомства.

Да, во всем мире по традиции не очень-то жалуют «копов», «фликов», «ментов» и «следаков». И всё же – у людей всегда есть ощущение правды или кривды, общественной пользы или коррупции. Эффективности, в конце-концов. И вот тут-то и начинаются вопросы...

Но прежде – кое-о-чём напомним.

От Петра Алексеевича до Александра Ивановича

«Отцом» независимого от других органов власти следственного ведомства можно назвать Петра I. Это он разделил уголовный процесс и предварительное расследование. Прошли века, менялись названия и статус органов следствия (они были то в составе органов госбезопасности, то МВД), но на пороге нового тысячелетия следствие

Было подконтрольно прокуратуре. И вот летом 2007 года был принят федеральный закон, исключивший следствие как таковое из-под контроля прокуратуры. Оно стало самостоятельным. Правда, не совсем – председатель Следственного комитета какое-то время ещё являлся первым заместителем Генерального прокурора, а следователи числились прокурорскими работниками.

Полное восстановление петровской идеи об абсолютно независимом следствии произошло в январе 2011-го года, с момента вступления в силу Федерального закона “О Следственном комитете Российской Федерации”. Теперь Комитет окончательно отделялся от Генеральной прокуратуры и начинал самостоятельное плавание. И всё это под флагом СКР и повышения объективности следствия, более полного обеспечения конституционных прав россиян.

Хорошо это было или плохо? Мировая практика деятельности силовых и специальных структур однозначно говорит о том, что все эти ведомства всегда находятся в состоянии негласной конкуренции. Все смотрят за всеми. В какой-то мере это выгодно государству, поддерживает систему сдержек и противовесов, препятствует разрастанию коррупции. Но это когда среди силовиков нет кого-то самого главного, самого приближенного, кому дозволено всё. И когда соперничество не превращается в открытую вражду. Тем более – публичную.

А это как раз и произошло между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом. Между Генеральным прокурором Юрием Чайкой и руководителем СКП, а потом и СКР Александром Бастрыкиным.

Личная неприязнь, конфликт интересов двух ведомств – Следственным комитетом и Генеральной прокуратуры особенно ярко обозначился на поле борьбы с экономическими преступлениями. Комитет обрушился на частный бизнес: статистика того же 2015-го года показывала, что лишь 15% подобных дел доходило до суда, но при этом в 83% случаев люди теряли свой бизнес. Кому он в итоге доставался? Факты, приводимые прокуратурой говорили и о том, что сотрудники СК нередко бывали выгодоприобретателями в делах по экономическим преступлениям. “Прессовали” и “крышевали”.

Были и другие громкие конфликтные дела, где противостояние между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой было особенно наглядным: дело генерала ФСКН Александра Бульбова, заместителя миинистра финансов Сергея Сторчака, операция по раскрытию подпольных игорных заведений в Подмосковье.

А. Бастрыкин стремился превратить свой Комитет в суперведомство. В 2012 году всерьез обсуждался вопрос о передаче следственных аппаратов МВД и Наркоконтроля под крыло СКР. Понятно, что Министерство внутренних дел и особенно ФСБ были против. Миниреформа не удалась…

И всё-таки руководитель СК не оставил попыток как-то реформировать своё ведомство. В 2016 году ряд управлений Комитета перестали называться главными, а какие-то из них перешли в статус отделов. Возникла идея упразднения управления собственной безопасности и по взаимодействию между ведомствами. Это были те подразделения, руководители которых попались на коррупции и отправились в “Лефортово”.

А вот уже события последнего времени, когда на взятке попался глава Главного следственного управления СКР по городу Москве Александр Дрыманов и некоторые другие офицеры. Этот громкий скандал стал поводом к новому витку разговоров и идей по реформированию или реорганизации Следственного комитета.

Президент России Владимир Путин на коллегии Генпрокуратуры (коллегию СКР он так и не посетил) обратил внимание на усиление прокурорского надзора за следствием на всех уровнях.

Многие эксперты отмечают, что последнее время Следственным комитетом всё чаще занимается ФСБ. И картина во всём успешного и некогда всемогущего ведомства рассыпается на глазах.

Дальше – больше. После очередного ежегодного выступления Генерального прокурора Юрия Чайки в Совете Федерации, председатель Совета Валентина Матвиенко поддержала предложение возвратить прокуратуре действенный контроль над следствием. Оказалось, что сенаторы уже обсуждали этот вопрос, есть конкретные идеи, а сама эта тема по их мнению уже “перезрела”.

Между прочим оказалось, что сегодня прокурор не имеет возможности получить хоть какие-либо материалы от следователя. Не имеет он и возможности высказать собственное мнение о мере пресечения. Комитет по конституционному законодательству и госстроительству Совета Федерации обратил внимание и на это, и на многие другие несуразности прошлой реформы СКР. Законодатели пришли к выводу, что необходимо усилить надзорные полномочия прокуратуры. Есть предложения вернуть прокуратуре право возбуждать или отменять уголовные дела.

Поползли слухи о том, что следствие собираются вернуть в прокуратуру. Но это, как выяснилось, противоречит нескольким международным конвенциям, которые подписала России и в которых надзор и следствие разделены. Так что расформировать СКР и вернуть полностью следствие в прокуратуру нет смысла, тем более, что это и ещё приличные траты бюджета.

Идеями земля полнится

Каких только версий нет сегодня по поводу будущего Следственного комитета России! И расформируют его, и передадут, и, наоброт – сведут под его крышу все галичные силы следствия в стране. А Бастрыкин – он уже свое “отрулил”. Ему уже и новое место службы “подыскали” – Конституционный суд.

Существовала (возможно, только в некоторых продвинутых умах) глобальная идея создания на базе ФСБ Министерства Госбезопасности. В него предполагалось откомандировать и ФСО и СВР. Следственный комитет вернуть в Генпрокуратуру. МЧС разделить между Минобороны и МВД.

Среди вороха благоглупостей и намеренных вбросов есть и предложения вполне адекватные. Например, изменить ситуацию с дознанием и предварительным следствием. Если кто не в курсе, – дознанием является одна из форм досудебного расследования преступлений. Как правило, небольших и средней тяжести. Дознанием в отличие от предварительного следствия могут заниматься полицейские, командиры воинских частей, сотрудники ФСБ. К сожалению, на практике СКР большую часть расследуемых преступлений оформляет и проводит как предварительное расследование, что и сил больше отнимает, и дело затягивает. Не случайно Генеральная прокуратура отметила ежегодное увеличение количества дел, которые рассматриваются следователями больше года.

Похоже, что в сознании активной части общества укрепляется мысль о том, что прокуратура и следствие несовместимы, поскольку не может один и тот же орган вести дело и круто его контролировать. А вот надзор за следствием, за его законностью просто необходим. Не грызня, не битва силовых титанов, а напряженная и ответственная работа.

И необходим взаимный контроль силовых ведомств, а не перетягивание одеяла, и уж точно не соперничество. Такой перекрестный контроль только на пользу обществу. Кстати, и оно должно быть в этом деле максимально активно. И тоже – без истерик, неоправданных эмоций, но с позиций здорового и здравого смысла.

А каким образом внести некоторые коррективы в деятельность Следственного комитета, и кто его в конечном счете возглавит – это дело второе.

P.S. В начале 2019 года будут приняты законодательные акты, которые дадут Генеральной прокуратуре новые возможности по контролю СКР. Так что, будем посмотреть, какие именно и как всё это будет “приземляться”.....

Ирина Мишина

Глава Следственного комитета РоссииАлександр Бастрыкин ушёл в длительный отпуск. Об этом «НИ» сообщил источник в Следственном комитете. Отпуск Бастрыкина продлится чуть ли не до конца сентября - начала октября: в него войдут все не использованные«отгулы» руководителя Следкома. Во время своего отпуска, 27 августа, Александр Бастрыкин отметит свое 65-и летие.В этой связи появились версии о том, что из своегодолгого отпуска шеф СКР может и не вернуться. Александру Бастрыкину уже давно прочат должность судьи Конституционного суда. То, что у Следственного комитета может смениться руководитель – часть проблемы. Намного серьёзнее другой вопрос:что будет с самим ведомством?

Отпуск шефа главногоследственного органа страныдлиной в почти в 2 месяца - что бы это значило?

«По поводу Бастрыкина вопрос давно решён, я думаю. Я не помню, чтобы руководители-силовики уходили в отпуск на столь длительный срок. Да и претензий к Александру Ивановичунакопилось немало». - говорит генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов .

С этим мнением согласен руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков : «Бастрыкин лично отчитывался перед президентом о самых важных делах, ему давались персональные поручения. Я думаю, что новый срок Путина требуетновых подходов».

Агентство «РИА Новости» сообщило о готовящейся отставке главы Следственного комитета и планах назначить его судьёй Конституционного суда еще в мае.Месяцем раньшев СКР упразднили Главное управление процессуального контроля, которое занималосьнадзором за расследованиями. Эксперты связали это сготовящимся расширением функций Генпрокуратуры. Вслед за этимспикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о подготовке законопроекта о возвращении Генеральной прокуратуре контроля над следствием. «Назрело, даже перезрело время вернуть прокуратуре контроль над следствием. Тогда, в ходе реформирования, поторопились, это практика показала», – заявила спикер. Наш источник в Кремле подтвердил, что изменения в структуре силовых ведомств вполне вероятны. Не исключено, что Служба внешней разведки вернётся в ФСБ, а Следственный департамент будет реформирован.

«Староста» российского следствия?

Следственный комитетРоссийской Федерации, созданный по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева, начал свою работу 15 января 2011 года. Он был создан на базебывшего Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ. Согласно закону, СК РФ является федеральным государственным органом прямого подчинения президенту РФ. Ведомство занимается расследованием наиболее сложных и особо опасных преступлений, в том числе связанных с коррупцией.Генерал-полковник юстиции Александр Бастрыкин возглавляет СК РФ смомента его создания. Это было не случайное назначение. На юрфаке Ленинградского государственного университета Александр Бастрыкин был одногруппником Владимира Путина и старостой группы, где учился нынешний Президент. Впоследствии, в узком кругу,Бастрыкиндаже получил кличку “Староста”.

«Фигура Бастрыкина очевидно была завязана на первое лицо.Понятно, что СК был искусственным органом для того, чтобы президент мог лично поручать близкому человеку главные дела», - считает Илья Гращенков.

Первое времяСледственный комитетбыл поставщиком криминальных новостей со всех фронтов. «С моей точки зрения, Александр Бастрыкин получилслишком большую меру доверияпервых лиц и постепенно начал игнорировать профессиональные нормы. По требованию СК человека могли арестовывать, инкриминировать ему серьёзные статьи УК. При этом зачастую Генеральная прокуратура как надзорный орган настаивала на егоосвобождении, поскольку ненаходила состава преступления. В общем, со временем Следком, что называется, «отвязался»: в упор не видел Прокуратуру, действовал безнадзорно», -рассказывает Александр Михайлов.

Резонансных делв ведении Следственного комитета было более, чем достаточно.Однако, большая их часть была связана со скандалами. Так, адвокат Александр Трещёв считает: «Я не помню громких уголовных дел, которые бы Следственный комитет быстро расследовал и доводил до судов. Зато я помню большие провалы. С самого начала, как только ведомство получило самостоятельность, начались скандалы в верхушке».

Действительно, не прошло и месяца после создания СК, как в феврале 2011 годагрянул первый скандал.Его окрестили «Игорный скандал», или «Дело прокуроров». Он разразился после того, как, по данным Следственного комитета,в 15-и городах Московской области обнаружили нелегальные казино. Они якобы приносили доход до 10 млн долларов ежемесячно. Бизнес, как отмечали следователи, «крышевали» высокопоставленные сотрудники региональной прокуратуры. В связи с «игорным делом» всплывало имя и сына Генерального прокурора России - Артёма Чайки. Это дело положило началооткрытой войне силовых ведомств.

А потом, в 2012-2013 годах,страна следила за делом «Оборонсервиса». Среди фигурантов делаоказались бывшая начальница департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева и её покровитель (а с недавних пор - супруг), экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Дело «Кировлеса» с Навальным, задержанным вскоре после митингов на Болотной, дело об убийстве Бориса Немцова, логическая точка в котором так и не была поставлена… А ещё дело о коррупции в отношении бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева , бывшего высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко … «Следственный комитет действительно брался за все «громкие дела». Но не факт, что расследованиешло объективно и вправильном направлении: ведь прокурорского или какого-то иного надзора над следствием не было», - считает политолог Станислав Белковский. Ведь в работу СК никто не имел права вмешиваться!

Скандалы сопровождали СКР практически со времени создания этого ведомства. Чего стоит, например, публичная ссора с «Новой газетой» в 2012 году! Тогда Александр Бастрыкин назначил встречу шеф-редактору Сергею Соколову... прямо в лесу и начал запугивать.

В 2015 году к шести годам колонии приговорили старшего следователя СКР из Горно-Алтайска: выяснилось, что следователь Александр Сатлаев на самом деле был маньяком-насильником. Главу местного СУ СКР отправили в отставку.

Постепенно в СМИ начала просачиваться информация о коррупции в «верхушке» Следственного комитета. В 2013 году был задержан замначальника отдела Следственного управления СКР по Ленинградской области Михаил Миронов. Его обвинили в получении взятки в 300 тыс. рублей, дело вела ФСБ. «Следственному комитету передали все экономические преступления. А это- «золотое дно», пахнущее немалыми взятками. Сам Александр Бастрыкин – не коррупционер, но вот подобрать честных, профессиональных сотрудников он не сумел. Кадровая работа была им, по сути, провалена», - комментирует политолог Станислав Белковский .

Как известно, недавно Александр Бастрыкин лишился своей «правой руки» - руководителя Главного следственного управления СК России по Москве генерал-майора юстиции Александра Дрыманова, которому предъявлено обвинение по нескольким эпизодам взяточничества. В данный момент бывший главный следователь столицы находитсяв СИЗО. Его задержали в рамках уголовного дела о подкупе офицеров Следственного комитета людьми "вора в законе" Шакро Молодого. По этому делу уже осуждён на 13 лет колонии строгого режима экс-глава управления собственной безопасности СК РФ Михаила Максименко, а также ряд офицеров Следственного комитета, в том числе бывший первый заместитель Дрыманова Денис Никандров.Следственное управление ФСБ подозреваетгенерала Дрыманова в получении двух взяток - в крупном и особо крупном размере (пункт "в" части 5 и часть 6 статьи 290 УК РФ). Но и это ещё не всё.Экс-заместитель Дрыманова Денис Никандров в ходе расследования заявил следователю ФСБ, что дал своему начальнику (то есть руководителю ГСУ СКР по Москве Александру Дрыманову) взятку в размере 9850 евро за общее покровительство и назначение на должность. Из рапорта ФСБ следовало, что деньги были зачислены на счёт в латвийском банке. Дрыманов получил от Никандрова карточку и iPhone с банковским приложением для управления балансом этой карты. Кстати, стало известно, что за прошлый год Дрыманов заработал 20 млн рублей. Это на 4 млн больше, чем его непосредственный начальник – глава СКР Александр Бастрыкин.

О доходах следователей СКР давно ходили легенды. В этой связи заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный даже внёс предложение контролировать доходы и расходы следователей. «Нужен контроль расходов и доходов, особенно тех должностных лиц, которые не имеют возможности разумно объяснить, как им удалось добиться определённого уровня жизни. И необходимо отрешение от должностей в связи с утратой доверия во всех ведомствах», – считает депутат.

Следственное управление ФСБ долгое время добивалось возбуждения уголовного дела в отношении Александра Дрыманова, соответствующие материалы были направлены руководителю СКР. Но Бастрыкин «прикрывал» Дрыманова до последнего. Не получилось… По странной случайности,почти одновременно с этими событиями ушёл на пенсиюначальник Управления кадров СК РФ, генерал-майор Виктор Долженко…

История с Александром Дрымановым, которогоруководитель Следкома А.Бастрыкин всеми возможными способами«спасал» от ФСБ, обострила войну внутри силовых ведомств.

«Следственный комитет взял на себя слишком много, тем самым восстановив против себя ФСБ и Генеральную Прокуратуру - два мощных силовых ведомства. Если одна силовая структура усиливается, это неизбежно ведёт к противодействию со стороны других «силовиков». Начинается «война кланов»», - считает политолог Станислав Белковский .

Эту мысль продолжает доктор политических наук Юлий Нисневич: «Снова возникла проблема внутренних межклановых разборок, в которой сегодня Генпрокуратура, а точнее, Юрий Чайка выигрывает.В своё время был обратный процесс, когда более сильные позиции занимал Бастрыкин, и СК выделили из состава Генпрокуратуры.В России правовое поле определяет подчасне правильное институциональное построение, а взаимоотношения кланов – какой из них более влиятельный. Одно время Александр Бастрыкин и его клан переигрывал Генеральную прокуратуру во главе с Юрием Чайкой, а сейчас он ему проигрывает».

Действия сотрудников Следственного комитета нередко выходили за пределы правового поля. Это объяснялось одним простым обстоятельством: вмешиваться в расследование или контролировать его никто не имел права. «На последней Коллегии Генеральной прокуратуры говорилось о десятках тысячпроцессуальных нарушений в действиях Следственного комитета, были приведены конкретные примеры. Уровень квалификации сотрудников Следственного комитета, методы их работы, по сути,поставили вопрос о безопасности граждан, да и самого государства», - говоритАлександр Михайлов.

Что же ждёт Следственный комитет России и его руководителя Александра Бастрыкина?

Источники «Новых Известий» сходятся в том, что до осени, когда начнут работу Госдума и Совет Федерации, положение Следственного комитета будет неопределенным. Однако, в последнее время обсуждалисьнесколько вариантов возможного реформирования СК России. Наш источник в МВД высказал предположение, что на базе Следственного комитета будет образован единый следственный орган, в которой вольются следователи и дознавателиМВД РФ.Но есть и иные точки зрения.

Так, доктор политических наук Юлий Нисневич считает, что слухи о том, что Следственный комитет будет вновь объединён с Генеральной прокуратурой, ходят очень давно. Это довольно ожидаемая история».Однако, с этой точкой зрения не согласен политолог Станислав Белковский: « Следственный комитет изначально входил в состав Генеральной прокуратуры. В те времена, кстати, Бастрыкин тоже возглавлял это ведомство и формально был коллегой Генерального прокурора. Сейчас Генеральная прокуратура претендует на то, чтобы ей вернули контроль над следствием. Однако, наш президент как консервативный лидер редко меняет свои решения, поэтому, на мой взгляд, Следственный комитет останется, но будет реформирован».

Александр Михайлов считает, что объединение СК и Генпрокуратуры было бы ошибкой: «Сейчас звучат предложения о том, чтобы вернуть Следственный комитет в состав Генпрокуратуры в качестве самостоятельной структуры. Я даже слышал вероятное название: «Следственный комитет Генеральной прокуратуры». Однако, с процессуальной точки зрения это было бы ошибочным решением: одно и то же ведомство не может вести расследование иосуществлять надзор над ним. Это снова может привести к субъективным решениям, ошибкам и правовому беспределу».

Не менее обсуждаемая тема – новый потенциальный руководитель Следственного комитета. «Слухи об отставке председателя Следственного комитетаходят не первый год, и пока никакна положении АлександраБастрыкина не повлияли. Если всё-таки такая громкая отставка произойдёт, вероятно, его место мог бы занятькто-нибудь изпервых замов Бастрыкина. Например, Игорь Краснов,Эдуард Кабурнеев, либо Расков – руководитель управления по расследованию особо важных дел», - считает адвокат Александр Железников.

"Среди преемниковАлександра Ивановича я бы назвал две кандидатуры. - говорит Станислав Белковский . -Это 42-х летний Игорь Краснов, заместитель председателя Следкома. Кстати, в прошлом годуему было присвоено звание генерал - лейтенанта юстиции. Другая, не менее достойная, на мой взгляд, кандидатура - председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству -54-х летний Павел Крашенинников. Он доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции,но что еще важнее – доказал лояльность власти, будучи депутатом от «Единой России».Крашенинникова знают и в президентских структурах: он ч лен Совета при Президенте РФ по совершенствованию гражданского законодательства, входит вКомиссию при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия».

Однако, представители силовых ведомств высказываются более осторожно. Утечки информации из Администрации президента на сегодняшний день по этому вопросу нет. Президент может принять любое решение, и оно может быть самым неожиданным, считают силовики.

С весны этого года прокатилась волна увольнений, которая коснулась высокопоставленных должностных лиц. Например, в апреле был вынужден подать в отставку В. Задорин, который занимал пост главы в следственном комитете свердловского края.

Сегодня вовсю идет «передел» силовых структур, который вызывает определенные противостояния.

СК и Генпрокуратура по-прежнему выясняют отношение, кто главней. А ведь этого можно было избежать, посредством четкой делегации и распределения полномочий. У силовиков наблюдаются индивидуальные назначения на основе территориальной специфики и характеристик личности.

Ротация кадрового потенциала требует «свежей крови», что подтверждают должностные перестановки.

Прокурорам хотят вернуть контроль над следователями

Все чаще наблюдаются нарушения со стороны сотрудников СК, которые почувствовали «вкус свободы». При поддержке В. Матвиенко, генпрокурор Ю. Чайка лоббирует право возбуждать, и вести дела против следователей, что позволит вернуть контроль прокуратуре.

Ему также не нравится работа многих других подразделений.

Как ранее планировалось, идет поэтапное упразднение «раздутых» силовых структур.

Все служащие пройдут переаттестацию и только часть из них, попадет в объединенную федеральную службу расследования (ФСР). Законопроект о формировании ФСР попадет в Госдуму России только к началу 2019 года. Согласно правовому документу, СК РФ, ФСБ и МВД будут вариться «в одном котле».

Всех пенсионеров с 1 января ожидает приятный сюрприз

Под крышей федеральной службы расследования сгруппируется до судебное следствие и ведение уголовных дел.

С одной стороны ртов станет меньше, а с другой – зарплата сотрудников должна повыситься. Основой ФСР хотят сделать МВД, а «белыми воротничками» будут СК и ФСБ. По наблюдению опытных специалистов, некоторые останутся работать в своих кабинетах без особых волнений.

СКР: что с ведомством не так?

Одной из основных проблем «института» стала скандальность. Куда не сунься, везде скандал затеять умудрятся. Однако, вечно сухими из воды выходить нельзя будет. Наверное, в этот раз так и произошло.

Впрочем, вернёмся в историю следственного комитета. Он был создан в 2011 году. И уже тогда, недолго думая, начать наступать на «материнскую» Генпрокуратуру, от которой совсем недавно отделился и стал равноценным ведомством. Иными словами, всё не задалось сразу же – с первых дней существования.

СКР метил стать полноценным, независимым институтом во главе с Александром Бастрыкиным. По такой схеме и было открыто дело против прокуроров.

Ими, если говорить о комитете и их официальных версиях, покрывались подпольные казино по Москве и области. Наступление было настолько серьёзным, что Александр, ничего не стесняясь, «выдернул» сына генерального прокурора к себе на допрос.

Делу ход не дали, потому что вмешался президент – им на тот момент был Дмитрий Медведев. Впрочем, неизвестно, было ли какое-то дополнительное развитие событий или нет – публично больше стычек не было.

Согласитесь, эпизод достаточно яркий и показательный. Он словно говорит, что эти два ведомства мирно жить не смогут. Поэтому есть смысл расформировывать СКР и возвращать его под крыло Генпрокуратуры.

Так будет ли ликвидация или нет?

Увы, но стопроцентной информации нет. Поэтому можно лишь предполагать, что будет с ведомством в 2018 году – оставят его, реорганизуют или ликвидируют, вернув под крыло небезызвестной Генпрокуратуре. Дело в том, что и сегодня оно контролируется одним лишь президентом.

А значит, только он может что-либо с ним сделать. Соответственно, решение может быть вынесено в любой момент, как и не вынесено вовсе.

Вы и сами должны понимать, что ликвидация – далеко не самое целесообразное действие на сегодняшний день. Политологи отметили, что как только его ликвидируют (если такое всё же случится), то управляемость на время потеряется.

Помните, как та же Росгвардия «страдала» на протяжении одного года вследствие невозможности нормального управления. Госинститутов у нас нет, а значит, всё целиком и полностью упирается в личные связи: у кого больше знакомств, у кого надёжнее друзья – тот и прав.

И решение практически всех типов проблем осуществляется на подобном уровне. Далее – любые реорганизации бесследно не проходят: появляются обиженные высокопоставленные чиновники, которые могут начать что-то затевать против власти. Поэтому тут всё максимально неоднозначно.

Выводы : скорее всего, подвижек в данном направлении не будет до мая-месяца 2019 года, а дальше… дальше вероятность ликвидации остаётся высокой. Но никто не отменяет возможного усиления Бастрыкиным его ведомства, потому что времени пока хватает. А теперь о сотрудниках следственного комитета.

Они просто вернутся обратно в состав Генпрокуратуры. Правда, касается это только низовых, информирует портал searchnews.info

Как отмечают собеседники агентства, это связано с рядом факторов. Во-первых, идет ослабление позиций самого Бастрыкина на фоне его отдаления от Владимира Путина . Во-вторых, существует необходимость в оптимизации правоохранительных органов . В сентябре этого года Генпрокуратура заявила о сокращениях и приостановлении приема на вакантные должности. Как отмечают источники, латать кадровые дыры в Генпрокуратуре будут именно члены СК.

Подобные кадровые проблемы испытывает и МВД из-за передачи части подразделений Росгвардии. Предполагается, что Следственный комитет также станет донором для главного следственного управления МВД.

Скандальный след

По мнению директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, предпосылки для возвращения Следственного комитета под крыло Генпрокуратуры в данный момент имеются. СК слишком часто фигурирует в разного рода скандалах и вынужден отбиваться от нападок.

«Если брать ситуацию за последние несколько месяцев, то в наступлении находится, скорее, Генпрокуратура. Она демонстрирует растущие амбиции, постоянно вбрасываются инициативы о расширении ее полномочий. А Следственный комитет находится в обороняющейся позиции. Вокруг него постоянно скандалы и конфликтные ситуации», - отметил Салин в беседе с «ФедералПресс»

По мнению политолога, с момента отделения Следственного комитета от Генпрокуратуры между ведомствами идет вялотекущая борьба за полномочия. Она зачастую выливалась в публичные конфликты между Александром Бастрыкиным и Юрием Чайкой . Достаточно вспомнить противостояние структур, вспыхнувшее еще в феврале 2011 года. Следственный комитет тогда обвинял сотрудников Генпрокуратуры в том, что они якобы покрывали сеть подпольных казино бизнесмена Ивана Назарова . А в марте СК вызвал на допрос сына генпрокурора Артема Чайку . В конфликт вмешался Дмитрий Медведев , занимавший тогда пост президента России.

«Президент послал им несколько четких сигналов, что нельзя это публично делать и конфликт ушел в латентную зону», - отмечает Салин.

Уже после скандала появились слухи о возможном вхождении СК обратно в Генпрокуратуру.

«Прокуратура может воспользоваться ситуацией и при определенных обстоятельствах вернуть СК обратно в свой состав, восстановив свои полномочия. Но это будет следствием, а не причиной последних событий вокруг СК», - заявляет политолог и экономист Михаил Делягин .

По его мнению, деятельность ряда сотрудников СК набрасывает тень на само ведомство. Скандалы с их участием превращаются в политическую проблему.

Кремль отстранился от СК?

Эксперты отмечают, что президент Путин крайне нетерпимо относится к скандалам, связанным с силовиками. В прошлом году Александр Бастрыкин предложил резко ужесточить российское законодательство. В частности, он заявил о том, что необходимо сажать в тюрьмы граждан, сомневающихся в итогах референдума и цензурировать интернет. После этих заявлений на Бастыркина обрушилась критика со стороны общественности. Кремль дал понять, что не имеет отношения к инициативам Бастрыкина и демонстративно показал отдаление от его фигуры заявлением Дмитрия Пескова .

«Бастрыкина не комментирую и не разъясняю», - заявил Песков, напомнив про позицию Владимира Путина, который отмечал, что интернет - это «территория свободного обмена информацией».

Следственный комитет сопровождали и громкие коррупционные скандалы. В июле прошлого года был задержан заместитель руководителя столичного главка СК Денис Никандров при получении взятки размером в 1 миллион долларов за освобождение «вора в законе» Захария Калашова . Задержаны были и начальник службы безопасности СК Михаил Максименко и заместитель Никандрова Александр Ламонов .

Стоит также напомнить, что реформа по выведению Следственного комитета из под ведения Прокуратуры РФ была инициирована Дмитрием Медведевым. Процесс начался еще в 2007 году созданием Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В январе 2011 года СК стал самостоятельной структурой, которая не относится ни к одной из ветвей власти и подконтрольна непосредственно президенту. Таким образом, если Владимир Путин решится на возвращение СК в Прокуратуру, ему не будут страшны имиджевые риски. Решение о выведении принадлежит не его перу, а устранение последствий неудачной реформы своего предшественника может прибавить президенту политических очков.

Судьба СК решится после выборов

Впрочем, эксперты считают, что в ближайшие полгода ждать реорганизации правоохранительных структур не стоит, даже если проект по вливанию СК в Прокуратуру находится на подписи у президента. Проводить подобные реформы перед президентскими выборами опасно, полагают эксперты.

«Слухи о реорганизации правоохранительных органов ходят давно. Я уверен, что в ближайшие полгода никаких реорганизаций силовых структур не произойдет. Во время президентской кампании нельзя проводить ничего подобного по двум причинам. Во-первых, может быть потеряна управляемость. Когда была создана Росгвардия, управляемость была потеряна почти на год, так как у нас институты в стране не действуют, и все держится на личных связях. Во-вторых, при реорганизации всегда есть обиженные. Плодить обиженных силовиков перед президентскими выборами незачем», - объяснил Павел Салин .

Некоторые политологи сомневаются в реорганизации самих силовых структур, но не отрицают возможность отставки Бастрыкина и кадровых перестановок после президентских выборов.

«Стиль президента страны такой, что можно сколько угодно ждать отставки, но она происходит неожиданно. Причем это уже не первая отставка, которая происходит таким образом. Внутренние претензии реже приводят к смене фигур такого ранга. С одной стороны, публичный негатив. С другой - перегруппировка сил между выходцами из разных структур. К сожалению, ответить однозначно, кто выиграл, а кто проиграл в данном вопросе, нельзя. Но то, что некая ротация истеблишмента набирает обороты, - это очевидно. И мы, скорее всего, можем ожидать, что после выборов она будет усиливаться», - считает политтехнолог Валентин Бианки.

Как бы то ни было, после президентских выборов политическую систему России ожидают изменения. Кадровые перестановки и структурные реформы в силовых структурах будут проведены, особенно на фоне повышения авторитета Росгвардии. При этом ждать усиления позиций Бастрыкина не приходится. Его ведомство остается самым конфликтным и политически проблемным среди силовых органов.

Новое на сайте

>

Самое популярное