Домой Анатомия Резервный фонд рф. Как россия будет жить без резервного фонда Стабилизационный фонд российской федерации сумма

Резервный фонд рф. Как россия будет жить без резервного фонда Стабилизационный фонд российской федерации сумма

Резервный фонд Российской Федерации – это совокупность денежных средств, предназначенных для обеспечения нефтегазового трансферта в том случае, если средств, получаемых государством от реализации топлива, окажется недостаточно.

Резервный фонд является составной частью федерального бюджета, и после его наполнения до установленного законом уровня, избыточные средства переходят на счета Фонда национального благосостояния России. Каков размер Резервного фонда страны по состоянию на сентябрь 2017 года, и каковы перспективы его развития в ближайшем будущем?

Размеры фонда по данным Минфина

Согласно официальным данным, представленным Министерством финансов РФ (на странице www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume), размер Резервного фонда составляет 1 001, 73 млрд. рублей. При этом по состоянию на начало 2016 года, в резерве хранилось 3 640,57 млрд. рублей. В долларовом эквиваленте падение оказалось более существенным – 17,06 млрд. USD в сентябре 2017 года против 49,95 млрд. долларов в начале 2016 года.

В 2017 году денежные средства фонда были потрачены на покрытие дефицита бюджета, что привело к стремительному сокращению запасов – так, за апрель текущего года размер фонда сократился на 15%. При этом в бюджет было направлено около 390 млрд. рублей, а дальнейшее уменьшение произошло за счет , оказывающих непосредственное влияние на размер резервных запасов.

Дальнейшее использование средств может привести к тому, что запасы будут исчерпаны.

Большинство аналитиков предполагает, что сокращение размера накоплений, хранящихся на счетах Резервного фонда, в 2017 году является неминуемым. Аналогичная тенденция будет характерна и для 2018 года.

В 2017 году средства фонда были потрачены не только на те цели, для которых он создавался, но и на . Плачевная ситуация, сложившаяся в российской экономике, привела к тому, что денежных средств, поступающих из привычных источников, стало недостаточно для обеспечения дефицита бюджета – именно поэтому на правительственном уровне было принято решение о необходимости использования запасов не по целевому назначению. В том случае, если расходование средств фонда продолжится прежними темпами, вероятность того, что он будет полностью опустошен к концу 2018 года, становится весьма высокой.


Результаты докапитализации банковского сектора в 2015 году оказались хуже, чем ожидалось, сообщила на на совместном заседании комитетов Госдумы по бюджету, по финрынку и по экономической политике председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.

"При том, что сумма полученной господдержки на конец 2015 года составила 802,7 миллиарда рублей увеличение совокупного капитала докапитализированных банков составило 190,4 миллиарда рублей или 23,7% полученного объема докапитализации",- цитирует Голикову РИА Новости.

"Уже в первом квартале 2016 года произошло снижение капитала у 19 банков из тех 24, которые были докапитализированы на 1 января 2016 года. А снижение норматива достаточности капитала по итогам первого квартала отмечается у 98 кредитных организаций", - отметила глава Счетной палаты.

Голикова напомнила, что деньги выдавались банкам на кредитование приоритетных отраслей экономки, но какие-либо критерии целевого использования установлены не были.

К сожалению, мы также констатируем, что содержательный контроль отчетности банков вот по этой конкретной части, которую мы контролировали, по целевому предназначению полученных средств господдержки отсутствует. И если по 2015 году мы пока только констатируем эту тенденцию, то по 2016 году нам бы хотелось, чтобы ЦБ обратил на это особое внимание и предпринял в этой части какие-либо меры", - добавила Голикова.

Минфин РФ в декабре 2014 года передал Агентству по страхованию вкладов (АСВ) облигации федерального займа (ОФЗ) на 1 трлн рублей для докапитализации банков. Позже имущественный взнос в АСВ решено было уменьшить на 162 млрд рублей, которые были направлены на поддержку предприятий других отраслей. По данным на 30 декабря 2015 года, в рамках мер по повышению капитализации ОФЗ на общую сумму 802,7 млрд рублей переданы 25 банкам.

Россия с дырявым карманом

Почему уже в 2017 году мы можем остаться без резервов?

http://svpressa.ru/economy/article/149885/

Резервы России тают на глазах. В среду, 1 июня, Минфин сообщил, что за май Резервный фонд сократился в долларах на 14,1% - до $ 38,6 млрд., а Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 1,2% - до $ 72,99 млрд.

Впрочем, в рублевом выражении объем Резервного фонда сократился не столь сильно - «всего» на 11,8%, до 2,55 триллиона рублей, а объем ФНБ даже вырос на 1,5% - до 4,82 триллиона рублей. Связано это, понятно, с обесцениванием российской национальной валюты.

Как следует из сообщения, Минфин в мае второй раз оплатил дефицит бюджета из Резервного фонда, потратив, как и в апреле, 390 млрд. рублей. Таким образом, Минфин потратил на покрытие дефицита уже 780 млрд. резервов.

Конкретно в мае было продано из «заначки» страны $ 2,67 млрд., 2,34 млрд евро и 410 млн. британских фунтов. В результате, как предупредил Центробанк, в российском банковском секторе возникает профицит ликвидности.

Грубо говоря, Минфин продает ЦБ средства Резервного фонда, номинированные в валюте, а Банк России вынужден сопровождать эту покупку технической эмиссией. В результате, в последние два месяца объем денежной массы только растет.

Это ведет к тому, что у банков скапливается слишком много свободных денег, которые не находят применения. Спроса на кредиты экономика не предъявляет. Так, по итогам первого квартала 2016 года, банковский сектор показал отрицательные значения по всем основным показателям: на 2,3% сократились банковские активы, почти на 3% - корпоративные кредиты, на 1% - потребительные, на 3% - вклады населения.

1 июня Банк России сообщил, что приток ликвидности в апреле-мае удалось частично абсорбировать, продав облигации федерального займа (ОФЗ) из собственного портфеля номинальной стоимостью 119,9 млрд. рублей. Но полностью проблемы это не решает, и отдувается за «техническую эмиссию» население.

25 апреля Сбербанк резко снизил ставки по вкладам граждан. Больше всего досталось депозитам в евро. При вложении на срок до года они обвалились почти до нуля. Теперь, надо думать за лидером рынка, Сбербанком, последуют и другие банки.

Но главное - подтверждается пессимистичный прогноз министра финансов Антона Силуанова . Еще в январе он предупреждал, что в 2016 году Резервный фонд может быть почти полностью израсходован. А в конце мая «не исключил», что Минфин превысит установленную бюджетом планку - 2,1 трлн. рублей из Резервного фонда в 2016 году, - и потратит на финансирование дефицита бюджета «несколько больше».

К ускоренному расходованию Резервного фонда подстегивают и приближающиеся выборы. Одним из «предвыборных подарков» властей к осени 2016 года может стать вторая индексация пенсий. Да и социальные обязательства 2017 года могут оказаться выше, чем сейчас представляется.

Как быстро мы можем остаться без «заначки», чем грозит стране исчерпание Резервного фонда?

За четыре месяца текущего года бюджетный дефицит достиг 4,7% ВВП, - отмечаетруководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников .

Чтобы к концу года выполнить политическую установку и снизить дефицит до 3% ВВП, потребуется, по оценкам Минфина, около 2,1 трлн. рублей. При этом, даже если все дополнительные источники - приватизация госсобственности, выход среднегодовой цены Urals на отметку $ 40 за баррель (сейчас - около $ 36), сокращение госрасходов за счет отзыва с 1 октября неизрасходованных лимитов, - заработают в полном объеме, дефицит, по расчетам Федерального казначейства, в лучшем случае составит 3,4% ВВП.

При таком состоянии доходной части бюджета траты из Резервного фонда неизбежны. А с учетом, что реально принесут дополнительные источники доходов, естественно предположить, что мы будем тратить Резервный фонд в текущем году весьма интенсивно.

Полюс, по итогам полугодия, видимо, правительство примет решение о вторичной индексации пенсий - накануне выборов в Госдуму этот вопрос приобрел значительную социальную остроту. Плюс, кабмину необходимо решить еще ряд электоральных задач.

Правда, средства на индексацию пенсий, по большому счету, заложены в так называемом президентском резерве, который образовался за счет заморозки накопительной части пенсии за текущий год, и составляет около 340 млрд. рублей. Да, 150 млрд. из этого резерва уже «забронировано» на поддержку Внешэкономбанка (ВЭБа), чтобы он не попал в ситуацию дефолта по своим внешним обязательствам. Но и оставшихся денег на индексацию в принципе должно хватить.

Проблема, однако, в том, что те же самые средства могут понадобиться на совершенно другие, не менее важные, цели. Об этом говорит та же история с ВЭБом: изначально предполагались совсем другие источники его поддержки. Скажем, на сегодня для финансирования антикризисного плана правительства не хватает 160 млрд. рублей. И взять их пока банально неоткуда.

При таком раскладе именно Резервный фонд - единственная реальная страховка для финансирования дефицита.

«СП»: - Насколько хватит Резервного фонда?

Если мы будем тратить фонд такими же темпами, как сейчас, он может закончиться уже к началу 2018 года. Причем, пополнять фонд пока не из чего. Пока все доходы от нефти свыше $ 40 за баррель прямиком пойдут на финансирование бюджетного дефицита и решения текущих проблем. В частности, на финансирование всех социальных обязательств государства в полном объеме.

«СП»: - Что это означает для экономики РФ?

В первую очередь - дополнительную эмиссию. Активы Резервного фонда, размещенные в федеральных гособлигациях иностранных государств с высоким кредитным рейтингом, продаются Центробанком, а он взамен на эти активы обязан выпустить соответствующее количество рублей. По расчетам, объем самой минимальной бюджетной эмиссии только в 2016 году составит примерно 1,8−2 трлн. рублей.

Это довольно серьезное приращение денежной массы, находящейся в обращении. Для сравнения: сейчас в экономике РФ обращается около 36 трлн. рублей. В результате эмиссионной прибавки приращение составит несколько процентов.

Это, в свою очередь, создает серьезный инфляционный риск, который Банку России необходимо учитывать в денежно-кредитной политике. В частности, ЦБ не станет снижать ключевую ставку, иначе инфляция разгонится много выше расчетных 6,5% по концу года.

Помимо того, что подобная ситуация является головной болью для денежных властей, она еще и заставляет откладывать необходимые меры поддержки экономики.

«СП»: - Как можно разрешить эту ситуацию?

Необходимо внести ясность, что дальше будут делать Минфин и ЦБ, опираясь на дискуссию о новых источниках экономического роста и структурных реформах, которая началась 25 мая, на заседании президиума экономического совета при президенте РФ. Думаю, промежуточные итоги этой дискуссии обозначатся уже нынешним летом, и это начнет мотивировать бизнес к большей деловой активности. Пока же на первом месте в списке ограничений деловой активности, по данным Росстата, находится как раз неопределенность экономической политики.

Резервы для того и создавались, чтобы расходовать их в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, - напоминает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов .

Другие дело, что резервы нецелесообразно расходовать на текущие обязательства, их разумнее тратить на финансирование проектов, которые имеют мультипликативный эффект, и способны вытягивать экономику. Другими словами, резервы нужно не проедать, а инвестировать.

Да, текущие обязательства государства могут финансироваться за счет дефицита бюджета. Но нужно понимать: этот дефицит можно и нужно покрывать не только за счет Резервного фонда, но и за счет инструментов внутренних заимствований. У нас, я считаю, хороший потенциал рынка внутренних заимствований, и даже наблюдается дефицит надежных инструментов для вложений. Если государство - Минфин - такие инструменты на внутреннем рынке будет создавать, они вполне могут быть востребованы.

Поэтому у меня вызывает некоторое удивление тот узкий диапазон механизмов, с помощью которого Минфин намерен покрывать дефицит бюджета. Видимо, инструменты внутреннего заимствования у нас ассоциируются, по старой памяти, с финансовой пирамидой ГКО (государственных краткосрочных облигаций) 1998 года. Но этот опыт в текущих условиях совершенно необязательно повторять. Инструменты могут быть разумными для государства с точки зрения цены привлекаемых средств, и надежными для держателей облигаций.

«СП»: - Представим, что Резервный фонд исчерпан. Что это будет означать политически?

Прежде всего - отсутствие свободы маневра для власти. Замечу, что финансовая политика, связанная с созданием резервов, которой российские власти следовали долгое время, была, на мой взгляд, связана с фобиями 1990-х. В 1990-е государственная власть часто оказывалась без свободных средств, и, как следствие, без свободы маневра в политической плоскости. Поэтому свободой маневра власть, конечно, дорожит.

С другой стороны, у власти имеется возможность пополнять валютные фонды не только за счет благоприятной нефтегазовой конъюнктуры. Скажем, ЦБ вполне может скупать валюту, чтобы сдерживать периоды укрепления рубля, что будет способствовать сокращению волатильности национальной валюты.

На мой взгляд, разумной целью в нынешней ситуации является не дешевый, а не дорогой рубль, а рубль стабильный. Помимо сокращения амплитуды спекулятивного «маятника» колебаний курса, стабильный и дешевый рубль позволит пустить дополнительную ликвидность в реальный сектор экономики: что бы ни говорил Минфин, этот сектор в ликвидности нуждается.

Такое решение и экономике на пользу пойдет, и государству позволит сохранить политическую свободу маневра…

О стабилизационном фонде РФ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФОНДА

http://akudrin.ru/achievements/stabfond

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ФОНДА

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
  • Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Доллар США

Фунт стерлингов

Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ОПЕРАЦИЯМ СО СРЕДСТВАМИ ФОНДА

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.

Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Все нормально, деньги есть!

«Ленинград». «В Питере — пить»

«ОБЕЩАНО, ЧТО ОБЩАЯ РЕАКЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА НА ЭТО БУДЕТ НЕЙТРАЛЬНОЙ»

Все мы помним прошлогоднюю реплику Дмитрия Медведева про деньги, которых нет, и последовавшее после этого предложение держаться, к которому были присовокуплены пожелания держаться, всего доброго, хорошего настроения и здоровья. Минувшая неделя принесла, однако, любопытную новость: деньги в стране, внезапно, есть — судя по тому, что минфин объявил о запуске чего-то подобного «бюджетному правилу», а именно — о том, что с февраля этого года в действие входит программа скупки валюты в некий «Стабфонд 3.0». Так есть деньги или нет и что это вообще за история такая?

Вообще говоря, сама скупка валюты как таковая восстанавливает в памяти времена золотого века начала-середины второго срока Владимира Путина , когда нефть стоила примерно как сейчас, но расходы бюджета были куда ниже и, наоборот, росли, и соответствующим образом росли доходы населения. Я напомню, что стабфонд (позже разделенный на резервный фонд и фонд национального благосостояния) был создан в начале 2004 года по предложению тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина ; умственные пассионарии плевались, потому как деньги накапливались в кубышке, вместо того чтобы быть вложенными в «новые производства». Голоса эти приумолкли сейчас, когда оказалось, что бюджет страны только разделенным стабфондом (и заодно реквизированными пенсионными накоплениями граждан) и спасается. Кроме того, с сугубо управленческой точки зрения, вопрос этих самых «новых производств» находится вне компетенции министра финансов, но в компетенции профильных министерств. Они же, в свою очередь, должны прописывать выделения средств на них в очередной бюджет, проводить его через парламент, после чего исполнять, желательно при этом не воруя, что опять же затруднительно, и совершенно умилительная информация о пропаже драгметаллов при производстве космических ракет (sic!) тому пример. Это, впрочем, частности и в целом дело прошлое, но понимание процесса работы с бюджетом и распределения дополнительных доходов необходимо для того, чтобы как минимум не делать скоропалительных выводов.

Это на самом деле тонкий и важный момент. Если обычный человек внезапно обретет (скажем, выиграет в лотерею) сотню-другую тысяч рублей, то он достаточно оперативно распределит эти деньги по своим статьям расходов, разве что с семейством посоветуется (да и то не факт). С дополнительными деньгами, приходящими в госбюджет, дело совершенно не так. Это, по сути, деньги совершенно не нужные — в рамках исполнения бюджета, принятого на текущий год. Но они приходят, и для их оприходования надо либо создавать некий фонд (с какими-то декларированными целями, механизмами пополнения и протоколами трат), либо переделывать бюджет. Второй путь, очевидно, куда сложнее — и понятно, почему правительство выбирает первый.

Вернемся к новому правилу. Согласно ему, с февраля 2017 года минфин посредством ЦБ начнет покупать на локальном валютном рынке сумму в валюте, равную (в рублях) разнице между теми нефтегазовыми доходами, которые бюджет получил бы при цене нефти в $40 за баррель, и суммой, которую бюджет предположительно получит в будущем месяце, если цена на нефть сохранится на уровне предыдущего месяца при среднем курсе рубля предыдущего месяца. При этом механизм покупки будет, очевидно, иметь эмиссионный характер. Предусмотрен и обратный процесс: если нефть уйдет ниже $40 за баррель, то валюта из этих закромов будет, наоборот, продаваться, но в объемах не больше, чем закупленные. Соответственно, было обещано, что общая реакция валютного рынка на это будет нейтральной.

Нейтральности, однако, не получилось. Рубль немедленно просел, несмотря на то, что в четверг, 26 января, стоимость барреля ходила выше $56, выскользнув за границу в 60 рублей за доллар, затем вернулся обратно, но тренд ближайшего времени, на мой взгляд, остается неопределенным. Важно другое — здесь стоит вспомнить произнесенное неделей ранее заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова : «Очевидно, что при сегодняшних ценах на нефть и принятом решении нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке». Иными словами, оно предваряло меру, объявленную минфином и ЦБ, и, по всей вероятности, являет собой консолидированное мнение правительства в целом.

Игорь Шувалов: «Очевидно, что при сегодняшних ценах на нефть и принятом решении нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке»

«НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ ТОГО, ЧТО СЕЙЧАС ПРЕДВЫБОРНЫЙ ГОД»

Соответственно, возникает вопрос: с чем именно это может быть связано? И, на мой взгляд, у этой ситуации возникает сразу несколько измерений, относительно которых можно делать выводы.

Во-первых, это сама ситуация с бюджетом. Это, конечно, замечательно, что нефть сейчас стоит существенно больше той цены, что была заложена в бюджет, но дело еще и в том, что бюджет определялся из расчета курса рубля в 67,5 рублей за доллар США. Иначе говоря, в долларовом выражении все хорошо, но в рублевом ситуация не столь радостна. Рублей — для пополнения доходов бюджета и исполнения его — нужно больше, и слегка подвинуть курс вверх, чуть уронив рубль, для бюджета (я напомню, что бюджет имеет статус закона!) весьма и весьма неплохо.

Во-вторых, играет роль само состояние экономики. Увы и ах, мифологема импортозамещения накрылась медным тазом, рынок (т. е. покупательские предпочтения — и да, покупатель вполне разборчив) сделал свой выбор — и на нем сейчас себя куда лучше чувствуют предприятия, использующие импорт, инвестиционный и промежуточный, т. е. оборудование и сырье. При этом рынок сейчас относительно узкий, длящееся не один год падение доходов населения дает о себе знать, и это в целом рынок покупателя, а не продавца. Соответственно, укрепление рубля идет на пользу именно этому спектру фирм, некоторое ослабление рубля, чаемое правительством, немедленно ударит по вроде бы задышавшей экономике страны.

В-третьих, под руку с предыдущим пунктом идет инфляция. Если рубль уронить, то закономерно подорожает импорт, и эта волна роста цен распространится по всей экономике, что явно поставит под угрозу декларированную цель довести инфляцию до невиданных за весь постсоветский период 4% годовых. Кроме того, удешевление рубля может стать на некоторое время самоподдерживающимся, если ослабление спровоцирует отток капитала, пришедшего на укрепляющийся рубль в рамках керри-трейда.

В-четвертых, минфин и ЦБ, судя по всему, сами себе несколько навредили. Механизм, предложенный этими структурами, таков, что если нефть будет расти далее (хотя с чего бы), а рубль — укрепляться, то все будет хорошо, будет иметь место торможение этого укрепления. Но если нефть будет стабильна (что, на мой взгляд, наиболее вероятно на горизонте двух-трех месяцев), а рубль ослабнет по каким-либо другим причинам, то, получается, объем покупок будет только расти и давление на рубль нарастать, т. е. процесс станет самоподдерживающимся. При этом я уже неоднократно писал о том, что регулятор не имеет права менять политику на лету, поскольку это будет означать потерю доверия к нему, ведь это, по сути, означает, что политики никакой не ведется вообще.

В-пятых, никогда не стоит забывать того, что сейчас предвыборный год. Неделю назад я уже писал о политических аспектах этой ситуации, но здесь есть, разумеется, и экономические. В данном случае, впрочем, важен лишь один: накопление денег в некоем фонде вполне может преследовать целью создать буфер, из которого будет финансироваться подмазывание податного электората на пике избирательной кампании, примерно через год, следующей зимой. На фоне сохранения низкой инфляции (если удастся это сделать), более-менее терпимого состояния экономики и наличия программы построения светлого будущего (которые готовят Кудрин и «столыпинцы») этого, вероятно, могло бы хватить для успешного прохождения выборного кризиса. Но...

Дональд Трамп действительно стал президентом США, прочитал зажигательную речь, и одним из первых своих шагов он взял и обнулил все усилия по договору Тихоокеанского партнерстваФото: скриншот

НАГРЕСТИ ВАЛЮТЫ В ЗАКРОМА

Но вот здесь мы прямо упираемся в ключевой российский вопрос — вопрос цены на нефть. Да, пока ОПЕК вроде бы выполняет свое соглашение. Да, пока американская нефтедобыча не вернулась на уровни выше 9 млн. баррелей в день. Но, увы и ах, вся эта картинка может оперативно измениться. Дональд Трамп действительно стал президентом США, прочитал зажигательную речь, и одним из первых своих шагов он взял и обнулил все усилия по договору Тихоокеанского партнерства, который до этого находился в стадии ратификации парламентами стран-подписантов. Иначе говоря, вполне вероятно, что Трамп в рамках своего подхода Make America great again схожим кавалерийским наскоком упростит условия работы американскому нефтяному сектору, на что он оперативно отреагирует ростом добычи и, с некоторым лагом, снижением цены. Рубль в этом случае ослабнет, а новое условное «бюджетное правило» поедет, и его придется либо спешно дорабатывать, либо отменять совсем, и, соответственно, может поехать весь хитрый политический план.

Впрочем, пока все тихо. И пока те или иные риски не реализовались, немножко нагрести валюты в закрома — весьма и весьма неплохо.

Только в августе 2016 года из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета было потрачено 390 млрд руб. В 2017 году покрывать дефицит придется за счет ФНБ

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Если средства Резервного фонда продолжат расходоваться на покрытие дефицита федерального бюджета нынешними темпами, то уже в 2017 году фонд будет исчерпан, сообщает ТАСС со ссылкой на замминистра финансов Алексея Лаврова.

По его словам, в 2016 году Минфин рассчитывает удержать дефицит бюджета на уровне 3,2% ВВП, но уже в 2017 году, когда Резервный фонд будет исчерпан, финансировать дефицит бюджета придется за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Только за август 2016 года объем накопленных в Резервном фонде средств на 18,4%, при этом только на покрытие бюджетного дефицита было потрачено 390 млрд руб. В августе Минфин задействовал Резервный фонд для покрытия бюджетного дефицита в третий раз с начала 2016 года.

По данным Минфина, к началу сентября в Резервном фонде оставалось 2,09 трлн руб., то есть с начала года его объем уменьшился более чем на 1,5 трлн руб. Большая часть этой суммы (около 1,2 трлн руб.) — это расходы на финансирование дефицита бюджета, остальное — результат курсовой переоценки валютных средств фонда.

По оценкам Банка России, до конца 2016 года из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будут потрачены еще 1,2 трлн руб. К концу года в Резервном фонде останется около 900 млрд руб., а если рубль укрепится — еще меньше. Reuters со ссылкой на материалы к проекту бюджета на 2017-2019 годы в июле , что на конец 2016 года в Резервном фонде останется 980 млрд руб., которые будут исчерпаны в 2017 году.

Глава Минфина Антон Силуанов в в июне отмечал, что в 2017 году правительство может задействовать для бюджетных целей ресурсы ФНБ. «На следующий год у нас по бюджетному плану останется около 1 трлн руб. средств Резервного фонда, и если нам потребуется дополнительно привлекать ресурсы из наших резервов, я не вижу каких-либо рисков, если мы часть средств, оставшихся от ФНБ, не задействованных для проектов, используем для финансирования дефицита бюджета. Но повторюсь, что подушка безопасности, которая будет храниться в высоколиквидных активах, должна остаться, потому что это устойчивость нашей финансовой и бюджетной системы», — говорил Силуанов.

В ФНБ, по данным Минфина, на начало сентября было 4,719 трлн руб. До 60% средств ФНБ правительство может вкладывать в инфраструктурные проекты. «Оставшаяся часть — это средства, которые могут быть использованы, как и Резервный фонд, для финансирования несбалансированности бюджета», — говорил Силуанов.

Лавров также уточнил, сколько сэкономит бюджет в результате замены второй в 2016 году индексации пенсий единовременной выплатой пенсионерам 5 тыс. руб. «Если бы мы проиндексировали, то это создало бы базу, и там пошло бы нарастающим масштабом, который измеряется, даже через три года, 300-400 млрд руб. Это были бы дополнительные расходы», — пояснил замминистра.

Новое на сайте

>

Самое популярное