Домой Анатомия Колдуй баба дед. Что считалось чародейством и волшебством на Руси

Колдуй баба дед. Что считалось чародейством и волшебством на Руси

Есть у меня сестричка Юлька, человек совершенно далёкий от всякой там мистики-шмистики (но и на старуху бывает проруха), а у неё знакомая была Лентик (Лена). Случился у Лентика в одночасье приступ острой нехватки денежной массы, с работой у мужа не заладилось чего-то там, что, само собой, является признаком вмешательства тёмных сил, ну и как следствие - "крокодил не ловится, не растет кокос". Лентик у нас лошадь не рабочая была, а так себе пони, про себя говорила, что "не для того мама квіточку ростила" (укр.), по этой, видимо, причине с работой у неё дружбы и не случилось. Лентик, по сути, бездельничала, называя это дело - "яжемать! я воспитанием детей занимаюсь", кстати, у них с мужем росла замечательная дочка-умница и, что характерно, "на вы" себя ребёнок не называл.

В эту пору тотального невезения Лентиком были задействованы скрытые (от мужа) резервы и в узком бабском кругу прерывающимся от волнения шепотом был обнародован адрес "очень сильной бабки-ведуньи", специализирующейся исключительно на "делах" материальных, всем молитвами помогающей, но много берущей. Лентика это не смутило и даже подстегнуло, богатые, мол, люди умные, за хрень всякую, которая Божьей силы не имеет, бабосы немерено отваливать не станут, стало быть, надо идти сдаваться бабке этой, причём немедля. Приём только по записи, отсюда логичный вывод, что контора серьёзная. Записавшись в телефонном режиме и подзаняв деньжат (немалую сумму в СКВ), прихватив мою Юлю и два яйца черной курицы, купленных по случаю в ближайшем гастрономе, поехали девки к Мастеру спасать свои семьи от банкротства и всякого позора.

Что-то сразу пошло не так: поломалась маршрутка, Лентиком был утерян зонт (?!) дорогущий (на дворе зима, на улице -17 по Цельсию, на минуточку. В задачке спрашивается: вот на кой он ей сдался?), у Юлии оторвалась счастливая пуговица, разбилось в дамской сумочке ритуальное яйцо, и началась икота. Этим зловещим издержкам никто не внял, и мрачный кортеж без зонта неумолимо приближался к заветному адресу.

Дверь открылась, и группу гостей, с трудом наведя резкость, пристально осмотрела не очень трезвая женщина. Проведя клиентов на кухню коммунальной квартиры и усадив Лентика на грязный табурет, она начала священнодействовать. Разбив ритуальное яйцо в пыльную литровую банку, колдунья начала взбалтывать его в банке над головой у сидящей. Эти пассы имели весьма продолжительный характер, и уважаемой публике показалось, что транс этот будет бесконечным, потому как ведьма, закрыв глаза, увеличила амплитуду колебания тары, пролив на голову Лентика часть ритуального омлета. Лентик глухо вскрикнула, бабка встрепенулась, ощетинилась вся, раскрыла мутный левый глаз и, тщательно просканировав оставшуюся в банке субстанцию грязно-желтого цвета, пронзительно закричала: "*** сила! Бог свят! Двенадцать апостолов вам в помощь!" Наваждение клиентов в миг прошло, девки вероломно заржали и, не оставив мастеру даже на опохмел, закончили мистическую аудиенцию. Занавес.

P.S.: Ржали долго и... вероломно.

Новость отредактировал Лида Лазарева - 7-09-2015, 07:44

Время от времени можно слышать такие разговоры: «А вы знаете, в Костроме разных колдунов, экстрасенсов и знахарей – хоть пруд пруди. И белой магией они занимаются, и чёрной. Если уж по-серьёзному припрёт, то к ним за помощью идти придётся. По крайней мере, это лучше, чем пить какие-то таблетки».

Трое сбоку – ваших нет

Но отыскать человека, наделённого необычайными способностями, не так и просто. Надо сначала войти в доверие к их знакомым. Те, в свою очередь тебя «проверят». Потом пройдёшь ещё какое-нибудь испытание. А уж тогда будь добр, предстань пред грозны очи благодетеля.

Недавно мне рассказали, что во многих деревнях и сёлах Красносельского района колдунов и знахарей этих люди знают в лицо. Потому как многие красносёлы сами знают азы магии. И идёт это с языческих времён, когда на нашей территории проживал финно-угорский народ меря, ставший с пришлыми славянскими племенами субстратом для создания русского народа.

На заре туманной юности знал я одного нерехтского паренька, который непонятно чем заболел. Выглядел он ужасно, и сам понимал, что жить ему осталось недолго. Но родственники отыскали в одной из деревенек сильную знахарку, которая не только травы ведала, но заговоры знала. И что вы думаете? Через несколько месяцев увидел я этого молодого человека и приятно удивился: он буквально расцвёл, и хвороба куда-то улетучилась.

Прочь сомнения

Особой магической силой до сих пор отличаются колдуны, проживающие в Парфеньевском, Чухломском и Макарьевском районах. Да и в других муниципалитетах есть яркие их представители. Помнится, в 1996 году фурор в нашей области произвёл материал костромского журналиста Александра Васильева «Баба Клава из деревни N, или костромичи торят народную тропу к избе знахарки-колдуньи», позднее вошедший в его книгу «Бремя прожития».

«Приём» бабка Клава вела в сенях, в избу не пускала. Была она дородной, грузноватой женщиной неопределённых лет, повязанная тёмным платком. Говорила низким свистящим полушёпотом и постоянно бранилась, изрядно перемежая литературную речь исконно российскими выражениями.
- Ты пошто пришла?! Што надо? – злобно накинулась она на «пациентку». – Знаю, что спина болит… Спина у неё, видите ли, болит, - продолжала бурчать бабка, гремя в чуланчике какими-то пузырьками и склянками. – Дам вот тебе воды, утром натощак ложку выпивай, а на ночь спину растирай».

Нетрудно догадаться, что вся эта помощь была действенной. В редакции газеты, где трудился автор материала про бабу Клаву, все телефоны раскалились – читатели (чаще всего жители Костромы) требовали, чтобы он назвал адрес ведуньи, ведь деревень в Островском районе немало.Тогда же психотерапевт Михаил Пайкин попытался объяснить этот феномен: «Люди постоянно ищут для себя точку опоры. Этим пользуются многие проповедники-кудесники. В том числе и описанная бабка Клава. Потеряв веру в официальную медицину, многие пойдут к ней, и что самое важное, некоторые исцелятся. Для них бабка Клава – тот же психотерапевт, только тёмный и неграмотный. А значит, высока вероятность вместо пользы, нанести вред своему здоровью».

Однако не всё так просто, как определил психотерапевт. Шарлатанов везде хватает. Но и в настоящей силе колдовской вряд ли стоит сомневаться.

Кто могёт, тот маг

В давние времена картину мира создавала мифология, а орудием для воздействия на окружающий мир служила магия. К магии наши далекие предки относились не как к чему-то исключительному, а как к делу необходимому, требующему определённых способностей, умений и знаний. «Магия – значит могия. Кто могёт, тот и маг» (Алексей Андреев – «Очерки русской этнопсихологии»).

Когда-то выделились люди, способные профессионально общаться со сверхъестественными силами и даже управлять ими. Обладали они особым тайным знанием - веданием. Так появилось ведичество – знахарство - колдовство. Уже в поздние времена разделилось оно, весьма условно, на «белое» (доброе, целебное) и «чёрное» (зловредное).

Могущество колдунов объяснялось их приобщенностью к миру духов. Считалось, что знания и сила получены ими от нечистого или добыты в сверхъестественном мире. Нередко складывалась такая ситуация, что об одном и том же человеке говорили как о добром знахаре, помогающем людям, так и как о злом колдуне, насылающем болезни и несчастья. К последним обычно причисляли лиц одиноких, замкнутых, с какими-нибудь странностями в поведении, определенными чертами во внешнем облике (например, хромотой, слепотой, то есть чертами, которыми определялись люди «чужие» и представители иного мира).

Чухломское дело

Многие особенности личности колдуна в соответствии с христианской традицией, рассматриваются в народной традиции как грехи. По народным представлениям, колдун – личность греховная. Грех – уже одно то, что он стал колдуном, отрёкся якобы от Бога. В разряд смертных грехов относят также и другие его характеристики, в частности, магические практики, направленные на причинение вреда человеку.

Мучительную смерть колдуна рассматривают как расплату за грехи. К давним процессам относится и чухломское дело Митрошки Хромого в 1635-1636 годах, запечатлённое в архивах.

Процесс начался с извета. Изветчиком являлся помещик Григорий Горихвостов. Обвинения, выдвинутые против колдуна в ходе следствия, были разнообразны, но сводились к одному – насыланию нечистых духов на местное чухломское население, что сразу же ставило процесс в один ряд с «богоотступными» делами.

Здесь присутствовал стандартный для Московской Руси следственный набор: расспрос – очная ставка – троекратная пытка. Обвиняемый не дожил до вынесения приговора. Он умер после третьей пытки, так и не дав против себя никаких показаний. А обвиняли его в том, что «чинил пакости, на попадью наслал нечистого духа, и она «бегала безобразно» во многих деревнях, устраивал порчи».

Непитие – признак недобрый

Подобного рода процессы шли один за другим. Даже в 1866 году чухломским судебным следователем было возбуждено преследование крестьянина деревни Федосово Филиппа Ананьева по обвинению его в колдовстве. О чём можно прочитать в брошюре «Колдовское дело» от 7 выпуска «Костромской старины», 1909 год.

Следователю стало известно о нём от сельского старосты, заявившего, что сей крестьянин «занимается колдовством и к нему для этой надобности стекается значительное количество народу из соседних даже уездов и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествия».

Сельский староста предположил знакомство Ананьева с нечистыми силами, посещение его сатаною и прочие злодеяния.. Встревожился и судебный следователь, немедленно дал знать о новоявленном колдуне чухломской полиции.

В результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине деревни Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовством и лечением разных лиц, приходящих к нему».Однако, кого же украсили титулом колдуна? Из полицейского расследования, данных обыска и показаний обвиняемого и окольных людей с достаточной ясностью определилось, что это был самый смирный мужичок, богобоязненный и трезвый.

Это последнее обстоятельство, пожалуй, и сослужило злополучному Ананьеву худую службу, ибо известно, что если неумеренное употребление спиртного зелья доводит до близкого знакомства с чёртом, то и совершенное непитие – признак недобрый…
Каких либо вещественных доказательств преступной (колдовской) деятельности Ананьева при самом тщательном обыске не оказалось. В его доме нашлись лишь тетради с записями молитв.

А вот крестьянин Марков не уставал повторять, что когда колдун прочитал наизусть какую-то молитву, погладил ему ногу простыми руками, вся ломота в теле пропала. Не иначе как бесовство? Деяние Ананьева было именовано ворожбой. И пошёл 72-летний старец за веру в силу молитвы в полицейскую кутузку.

Зелёный храм

Известный костромской исследователь Владимир Шамов в очерке «Кологрив и иже с ним» рассказал, в частности, о колдунье бабке Варе (Варваре Александровне Кудрявцевой), которая отыскала в лесу у деревни Вонюх (где она жила) сильнейшее по энергетике место, которое и сейчас называется «Зеленый храм». Посреди полянки огромный крест, на пне икона.

Что заставляет людей молиться не в церкви, а в лесу, поклоняться огромному дереву посреди священной поляны? Кому можно молиться в лесу, когда кроме христианских святых, никого не знаешь? Сила осталась, а информации уже нет. Говорят, богослужения на поляне иногда вёл народный святой и колдун в одном лице Ефим Честняков. Но в основном его правая рука – бабка Варя (женщина-шаман… женщина-священник).

Владимир Шамов считает, что Варвара и Ефим подпитывались там той самой силой, что помогала им исцелять людей. Народу на лесное мольбище приходило предостаточно. Бабку Варю любили дети. Это они дали ей прозвище «бог» и ещё «кротиха», потому что она «укрощала» неспокойных детей и выводила болезненную щетину на их спинках (не атавизм ли от снежного человека?). Детишки шумной толпой бежали за ней каждый раз, когда она ходила на священный источник за водой, прозванный впоследствии Варварин ключ.

Мир многообразен и отрицать что-либо, не укладывающееся в прокрустово ложе официальных воззрений, было бы, мягко говоря, неумно. А народ у нас мудрый, через многие века запретов и гонений он пронёс свою суть, называемую сегодня православием, где есть всё – и язычество, и христианство. Куда кривая вывезет – покажет время.

Вдумчивое изучение старинных дел о колдовстве, которыми полны архивы Сыскного и Разбойного приказов, а также Приказа Тайных дел, даёт весьма интересную картину. На поверку выходит, что колдунов как таковых там практически нет. Зато есть другие категории «гулящих людей», которые даже по нынешним гуманным временам должны сидеть в тюрьме.

Наркотрафик XVII века

Вот дело мценских обывателей духовного звания от 1653 года. «Поп Василий челом бьёт, что были дети его Филька да Ивашка на монастыре… И игуменов сын Аничка да успенский дьячок Ивашка поднесли детям его браги, а в браге той смешано не ведомо какое отравное зелье, и они, испивши той травы, хохотали зверообразно до утраты стыда, и стали вне ума, лежат без памяти, не говорят, а как вскочат, так лезут на стену». Впопыхах завели дела о «колдовской порче». Но спустя пару дней выяснились подробности. «Дьячок Ивашка показал, что траву сию незнаемую получил от гостя, Дементия Русинова. Тот же Дементий сказывал, будто семена той травы дал ему прохожий человек, а добыл он их от купца, и уволок на огород, и она там узрела, и стали её мешать в питьё, как тот купец сказывал». Судя по описанию, колдовством здесь и не пахнет, а имеет место банальное употребление наркотического препарата растительного происхождения. Понятия «наркопритон» тогда не существовало, поэтому обвиняемые отделались легко - траву и семена у них изъяли, а самим назначили церковное покаяние.

В 1636 году один кабатчик, боясь конкуренции, донёс на своего коллегу Петрушку, «что он, Петрушка, принёс с поля неведомо какой корень, похваляясь, что от того корня у него в кабаке все пьяные будут». Началось следствие. Поначалу дело тоже имело «колдовской» оттенок. Но концы нашли на удивление быстро. Петрушку подержали в тюрьме и, убедившись, что «колдовской корень» - банальный дурман для крепления пива, всыпали ему батогов и наложили внушительный штраф за жульничество.

Вообще значительная часть «колдовских» дел на поверку оказывается заурядной уголовщиной. И притонодержательство, а также хранение и распространение наркотиков в этом списке явно лидируют.

Лекари без лицензии

Многих вводят в заблуждение термины тех лет. В делах о колдовстве слово «пытать» - чуть ли не самое употребляемое. Воображение дорисовывает мрачный застенок, дыбу, раскалённые клещи… В реальности же «пытать» значило всего лишь «допытываться», то есть проводить допрос. Приставы, которым поручено было вести следствие, к услугам палача прибегали редко. Во‑первых, эти услуги стоили денег, и немалых. Во‑вторых, часто оказывалось, что колдуны - всего лишь лекари. Только действуют без лицензии, на свой страх и риск.

В 1630 году при новом воеводе в Лебедянский уезд была спущена директива: «Беречь накрепко, чтобы на Лебедяни разбоя, убойства, блядни, ворожбы и никакого другого воровства не было». И тут, как назло, приходит донос на некую бабу: «Ворожила де та бабка, смотрела на глазах и шшупала нутро». Дело закрутили: «Велеть тое бабку-ворожейку изымать и, распрося подлинно, какою она ворожбою промышляет и чем ворожит, пытать про всё накрепко, да о том ко государю отписать, а её до указу велеть держать крепко».

Пока бабку держали под замком, были опрошены свидетели. Серьёзного криминала не нашли, однако выяснилась профессиональная склонность «колдуньи». Для XVII века специализация весьма продвинутая - офтальмология. Так, одному свидетелю бабка «лечила глаза, вынев печень из овцы». Другому - «лечила глаза, и сыпала де проса в воду, и меня Назара тою водою умывала, да мне ж Назару пускала в глаза молоко». Третьему - «лечила веред у глаза, да ворожила над ним печёным луком». От каких болезней можно пользовать водой, настоянной на просе, бог весть. А вот веред, то есть нарыв, действительно поддаётся терапии печёным луком - тут квалификации бабки стоит только позавидовать. То же самое можно сказать и о сырой бараньей печени - она отлично помогает от нагноения. Во всяком случае небезызвестный Емельян Пугачёв 150 лет спустя очень даже эффективно лечил так свои раны, полученные как раз в лицо около глаза.

Обыденно и конкретно

Так было ли «настоящее» колдовство? Это смотря что под этим словом понимать. Наш, московский, стиль колдовства обходился без размахиваний волшебной палочкой и полётов на шабаш. Всё обыденно и конкретно. Вот в 1647 году некая «бабёнка Агашка призналась, что делала своему полюбовнику Федьке невстаниху за то, что он ходил мимо нея к Сафрошкиной жене». То есть, проще говоря, пыталась из ревности сделать мужика импотентом. Ещё одна баба, некая Дарьица, тоже, кстати, из ревности решила извести счастливую соперницу. И вот, когда молодые вернулись с венчания и пошли в горницу, «та Дарьица зажгла лучину и ту лучину кинула под невесту под лестницу, а потом начала на ту лучину с приговором и шёпотом сцать, а невеста спустя три дня стала чахнуть». Московское правосудие в подобных случаях показывало себя с гуманной стороны. В просвещённой Европе без разбору жгли направо и налево за гораздо меньшие провинности, а у нас Агашку присудили к батогам и церковному покаянию, Дарьицу - к кнуту, вырыванию языка, ноздрей и ссылке.

Возможно, причиной тому - увлечение колдовством в самых высших кругах государства. Между прочим, Ивану Грозному приписывается колдовское происхождение. Князь Курбский вслед за многими ненавистниками грозного царя утверждал, что Василий III, долгое время будучи бездетным, «искал чаровников презлых повсюду, чтоб помогли ему плодотворением, посылал за ними аж до Корелы, добыл там советников сатанинских и с их помощью от прескверных семян народился ему сын прелютый кровопийца». В свете этого особо интересно то, что в 1584 году, будучи при смерти, Иван Грозный доверился не абы каким колдунам, а как раз карельско-лапландским. В течение нескольких месяцев специальная экспедиция царя наловила в тех областях с шесть десятков «лихих баб», набивших руку в колдовском деле. Их отвезли в Москву и посадили под замок, ожидая предсказаний. И предсказания пошли. Карелки объявили, что 18 марта надо ждать смерти царя. Тот не поверил и велел, дождавшись этого числа, «сжечь скверных баб живьём». Но исполнение опоздало: едва боярин Бельский отправился распорядиться о казни, царь сел играть в шахматы, упал в обморок и скоро скончался.

В цивилизованных странах при слове «колдовство» люди чаще всего вспоминают книги о Гарри Поттере и фильм «Изгоняющий дьявола». Однако есть на свете уголки, где колдовство и сегодня считается нормой жизни, регулируется законом, а люди, признанные колдунами или ведьмами, имеют все шансы остаться без крыши над головой, без семьи, а иногда – и за решеткой.

Конго

Жители Конго склонны объяснять многие детские болезни или несообразности в поведении колдовством, вселившимся злым духом, а еще чаще – тем, что сам ребенок является ведьмой или колдуном. Заботливые родители ведут таких детей к экзорцисту, где тот заставляет их выпить целую миску крутого солевого раствора, тыкает пальцами им в глаза и живот и проделывает другие малоприятные процедуры. Те же, у кого нет желания, сил и денег возиться с этой малоприятной процедурой, просто выгоняют детей – «колдунов» на улицу. Сегодня в Конго насчитывается около 50 тысяч бездомных детей, выгнанных родителями из дома за то, что их сочли ведьмами и колдунами.

Камерун

В 2016 году президент Камеруна Поль Бийя призвал граждан страны бороться против вооруженных групп, представляющих исламскую организацию Боко Харам, используя свои колдовские способности. Он даже решил на время забыть о том, что колдовство в стране запрещено законом – тем более, всем известно, что камерунцы все равно идут за лечением, утешением, талисманами на удачу и порчей на злодея-соседа именно к колдунам – «марабутам». Правда, особых успехов в борьбе с Боко Харам они пока не продемонстрировали.

Индия

В сельской Индии вера в колдовство до сих пор очень сильна. Колдунов индусы делят на две категории. Первая – ведьмы, или «дайян», которые вызывают у людей страх и отвращения. Если деревня причислит какую-нибудь женщину к числу «дайян», жизни ей там больше не будет. Таких женщин избивают, насилуют, жгут раскаленным железом и могут даже убить. Есть еще и черные колдуны-тантрики. Их индусы тоже боятся, но верят, что силам тантрика им противопоставить нечего. К ним идут за излечением любой болезни – от малярии до эпилепсии, и исправно платят, веря, что иначе тантрик нашлет на них смертельную порчу.

Свазиленд

Деятельность ведьм в Свазиленде- весьма уважаемое ремесло, которое регулируется законом. Так, ведьмы имеют полное право варить и продавать зелья и даже летать на метле – но на высоте не больше 150 метров от земли. Кстати, этот закон касается всех малых летательных аппаратов – от дронов до воздушных змеев. Но, хотя местных жителей периодически наказывают за нарушение этого закона их воздушными игрушками, ни одна ведьма до сих пор наказанию не подверглась.

Саудовская Аравия

В Саудовской Аравии обвинение в колдовстве рассматривают вполне серьезно, и оно представляет существенную опасность для того, кого заподозрили в занятиях магией. Обвиняемый сразу попадает в руки религиозной полиции – Мутавы – и дело его направляется в суд. Если судья сочтет доказательства достаточными, то предполагаемого колдуна или ведьму казнят через отсечение головы. И никакого вам тут Гарри Поттера!

Непал

Стать вдовой – самое страшное, что может случиться с женщиной в непальской деревне. Если ее муж умер, значит, это ее вина, считают непальцы, и тотчас причисляют новоиспеченную вдову к бокши – ведьмам. Далее все неприятности, которые могут поразить деревню, будь то засуха, чья-то смерть или куры, прекратившие нестись, – вину за это сваливают на бокши. Ей угрожают, избивают, прижигают раскаленным металлом, забрасывают камнями, а иногда даже сжигают живьем. В суровых условиях Непала вдова – это лишний рот, она не способна прокормить себя, и никто с ней церемониться не намерен.

Уганда

В Уганде ведьм боятся и ненавидят, однако страх перед ними так силен, что никто, даже официальные власти, не осмеливается встать у них поперек дороги. Самые богатые и влиятельные люди страны обращаются к ним и за лечением, и за талисманами на удачу. Пользуясь официальным прикрытием, люди, называющие себя ведьмами и колдунами, творят воистину страшные вещи. К примеру, они периодически воруют детей и убивают их, поскольку детская плоть и кровь нужны им для зелий и заговоров. Но даже за эти жуткие преступления ведьмы и колдуны не несут наказания.

Иран

В 2011 году целый ряд помощников и советников тогдашнего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада были смещены со своих постов из-за обвинений в колдовстве и вызывании джиннов. В последних, надо сказать, в арабском мире верят еще больше людей, чем в существование ведьм и колдунов. Один из них в свою защиту заявил, что президент сам склонял его к общению с джиннами, чтобы узнать, не работают ли те на израильскую или американскую разведку. Кто-то из недоброжелателей тут же заявил, что, возможно, президент сам попал под власть чар. Так вера в колдовство за несколько дней чуть полностью не изменила политический пейзаж Ирана.

Папуа - Новая Гвинея

До 2013 года в Папуа - Новой Гвинее можно было убить человека и избежать наказания, заявив, что он колдун. В 2013-м свободно убивать колдунов запретили – но в сельской местности никто не собирается отказываться от этой доброй традиции. Если в деревне кто-то умер не от старости, особенно если это молодой человек или ребенок, жители тут же зовут «глас мери» – доброго волшебника, способного вычислить среди жителей ведьму или ведьмака. Тому, на кого указал «глас мери», пощады не будет – его будут пытать, пока он во всем не сознается, а затем сожгут.

Колумбия

Колумбийцы не любят индейку. Почему? Да потому, что эта птица считается воплощением ведьмы. То есть любая индейка может оказаться женщиной, обладающей дьявольским даром колдовать и менять свой облик, превращаясь в птицу. По колумбийским поверьям, ведьмами бывают практически исключительно женщины. И хотя законы страны никак не поддерживают этих верований, из сельских районов Колумбии до сих пор периодически поступают репортажи о том, что очередная женщина была убита односельчанами из-за подозрений в колдовстве.

Гамбия

В Гамбии ведьмачество считается страшнейшим преступлением, а охоту на ведьм возглавляет сам президент страны. Заподозренных в колдовстве вывозят (иногда целыми деревнями) в отдаленные места, пытаясь лечить их странными микстурами, от которых многие сходят с ума или погибают. Правительство даже выписало из соседней Папуа Новой Гвинеи колдунов, изгоняющих из ведьм их чары. Те отправляются в туры по стране, выискивая ведьм и применяя к ним свои способы лечения, среди которых избиение потенциальной ведьмы до смерти считается самым действенным.

Кения

Кения – пожалуй, самая европеизированная страна Африки южнее Сахары, и ее руководство стремится привести законы страны в соответствие с современными западными стандартами. Поэтому колдовство выведено из сферы официальной, законной медицины. Но, впрочем, оно и ненаказуемо – равно как и обращение к услугам колдуна за здоровьем или удачей. Поэтому объявлениями от местных ваганг – колдунов обклеены все столбы в Найроби, а у каждого порядочного кенийца есть свой ваганга, колдовство которого он считает самым сильным.

Танзания

Танзания никогда не была западной колонией, поэтому древние темные искусства здесь процветают. Даже христиане и мусульмане Танзании обращаются к ведьмам и колдунам, когда все остальные способы справиться с проблемой оказались бесполезны. Танзанийские ведьмы представляют большую опасность для местных альбиносов, регулярно рождающихся в Танзании. Их кровь и плоть считается сильным ингредиентом для зелий, так что охота за альбиносами здесь – род национального спорта. Сами же альбиносы считаются проклятыми, их изгоняют из деревень, и даже у родных они не всегда могут найти защиту.

Индонезия

Вера в колдовство в Индонезии повсеместна. Даже бывший президент страны, Сусило Бамбанг Юдойоно, в своих мемуарах описывает не столько политические хитросплетения страны, сколько свои встречи с непознанным – вроде случая, когда он молитвой Аллаху выгнал из дома черное облако, несомненно, насланное колдунами. Правительство Индонезии уже не одно десятилетие пытается принять законопроект, который поставит колдунов вне закона, но пока это не удается: сопротивление элиты слишком велико.

Румыния

В Румынии, по статистике, каждый десятый житель страны обращается к предсказателям и колдунам. Неудивительно, что профессия эта считается весьма доходной. Однако когда правительство в 2011 году обложило их доходы 16%-м налогом, колдуны заявили, что отравят воду Дуная корнем мандрагоры, да так, что пострадают только жадные авторы закона. Однако почему-то за шесть лет ни одной жалобы из правительства так и не поступило.

Новое на сайте

>

Самое популярное