Домой Профилактика Башар асад алавиты. Сирия: ставка на алавитов

Башар асад алавиты. Сирия: ставка на алавитов

В.ЩЕННИКОВ

АЛАВИТЫ

Дотошные журналисты периодически сообщают об открытии в той или иной части света раньше неизвестных групп людей. Обычно это происходит в труднопроходимых тропических лесах, вдали от населенных пунктов. Однако оказывается, что совсем рядом, в лесистых горах северо-западной части Сирии, на по бережье Средиземного моря проживает небольшая община алавитов, о нравах, обычаях, а главное — о религии которых знают в основном только её члены. И это при том, что многие алавиты занимают высокие государственные посты в Сирии. Среди них и генеральный секретарь Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), президент Сирийской Арабской Республики (САР) Хафез Асад.

Скудость информации об этом народе объясняется стремлением алавитов держать в тайне все, что касается их религиозной доктрины и внутриобщинных дел. А это, в свою очередь, связано с постоянной борьбой за выживание на протяжении всей истории, за независимость своих принципов от влияния окружающих их больших народов и воздействия могущественных религий.

За годы работы в Сирии у меня было много знакомых среди алавитов, я часто бывал у них в гостях, но об особенностях алавитской веры смог узнать от них немного. И все-таки на основе бесед с ними и представителями других многочисленных конфессии, проживающих в этой стране, а также данных научной литературы я смог создать определенное представление об этой общине и ее добрых, гостеприимных людях.

Алавиты в Сирии — это свыше трех десятков племен, составляющих 12 процентов населения САР, то есть немногим более 1 миллиона человек.

Главным фактором, исторически объединяющим алавитов, является религиозная нусайритская доктрина. Обычаи, обряды, праздники алавитов испытывают на себе влияние Корана, Торы, Евангелия, язычества. Однако главным источником веры является ислам, поскольку нусайризм возник в результате одного из многочисленных расколов в исламе как крайняя шиитская секта в последней трети IX века.

Как рассказывал мне давний знакомый Абу Омар, нусайриты обожествляют Али — зятя пророка Мухаммеда и четвертого «праведного халифа». — История алавитов в последние столетия, — продолжал Абу Омар, — это история борьбы за выживание, противостояния враждебным внешним силам. Нередко конфликтные ситуации возникали у алавитов с исиаилитами, друзами и маронитами. Случались междоусобицы и внутри алавитского сообщества. Наиболее сложным для нусайритов вопросом были отношения с суннитским исламом.

Сунниты нападали на алавитов, угнетали и преследовали их, запрещали своим женщинам выходить за них замуж. Что касается собственно религии и обычаев, сунниты критиковали алавитов за употребление вина, учение о переселении душ, за обожествление Али. Некоторые суннитские улемы заявляли, что нусайриты большие еретики, чем иудеи, «вред от них нации Мухаммеда больший, чем от турок, французов и др. Они не верят на деле ни в Аллаха, ни в его пророка, ни в Коран». Еще в тот период, когда учение нусайризма зародилось в Багдаде, его приверженцы подвергались нападкам суннитов, что вынудило их перекочевать в горный район Средиземноморского побережья.

Мне часто приходилось бывать в районе Хамы и Махарды. Там на восточных склонах хребта Ансария в живописных местах расположены деревни, где проживают в основном алавиты и христиане. «Все легенды и небылицы об алавитах, — говорил мне Абу Али, сын которого учился в то время в Москве, — это неграмотные выдумки врагов Сирии, врагов ее свободы и независимости, рассчитанные на простаков. Не нужно трогать наши религиозные устои, не нужно указывать пальцем на наших представителей, стоящих у власти. Вспомните, сколько представителей небольших народов стояли у руля в бывшем Советском Союзе. И сейчас в руководстве России немало выходцев из таких нацменьшинств. Нужно всем жить в мире, не превращать религию в орудие политики».

Примеры из глубокой истории подтверждают слова Абу Али о постоянном стремлении алавитов находить общий язык со своими соседями. В период крестовых походов (XI—XIII вв.) их участники вначале притесняли нусайритов, однако затем стали сотрудничать с ними и, в частности, помогли в борьбе с их извечными соперниками исмаилитами. Большую роль в укреплении позиций алавитов сыграл эмир Хасан Макзун Синджари (умер в 1240 г.), который пришел в алавитские горы из Синджара.

Важным аспектом нусайритской доктрины является феномен «Аль-Баб» (Врата) — титул ближайшего сподвижника имама. У каждого имама был свой Аль-Баб. Например, у Али — Сальман Фариси. У имама Хасана Аскари — Абу Шуэйб Мухаммед Ибн Нусэйр ан-Нумейри, который положил начало обожествлению имамов. Происхождение Нумейри точно не установлено. Его деятельность проходила в основном в Багдаде, где он умер в 873 году. Наследниками и дальнейшими разработчиками его теории стали Мухаммед Ибн Джундаб и Мухаммед Джаннан Джунбалани. В период пребывания в Египте Джунбалани взял в ученики Хусейна Ибн Хамдана аль-Масри аль-Хусейби, который стал главой течения после смерти учителя и считается вторым основателем нусайризма. Впоследствии Хусейби переселился из Ирака в Дамаск, а затем в Халеб. Позже под руководством Абу Сайда аль-Меймуна Сурура Ибн Касема ат-Табарани (938—1008 гг.) центром нусайризма стала Латакия. После смерти Табарани у алавитов не было центральной власти. Каждый шейх стал действовать самостоятельно.

Краеугольным камнем нусайритского учения является тезис о «божественной триаде»: Али, Мухаммеде и Сальмане аль-Фариси, которые обозначаются символами «айн», «мим», «син-Амас».Али — это божественный смысл, то есть сам Бог, все сущее — от него. Мухаммед — имя, отражение смысла. Он создал Сальмана аль-Фариси, который является вратами Аллаха, то есть вратами в смысл через имя. Эти три понятия неразделимы, и кто их разделит, считают нусайриты, тот—еретик.

Эта триада напоминает христианскую, где Али — Бог Отец, Мухаммед — Бог Сын, Сальман — Бог Дух Святой. Человек, полагают нусайриты, не в состоянии ничего узнать об Аллахе, если тот сам не даст ему способа для этого. Это — явление Аллаха перед людьми в образе и подобии человека. Таким образом Аллаха можно понять лишь через его видимое воплощение. Нусайриты считают, что Бог являлся народу неоднократно и в разных образах. В алавитских книгах указывается, что он появлялся семь раз — в лице Адама , Нуха (Ноя), Якуба , Мусы (Моисея), Сулеймана , Исы (Иисуса), Мухаммеда. Все это воплощения Али, который был сущностью не только последнего проявления — Мухаммеда, но и всех предыдущих.

Божественность Али не нуждается в доказательствах, а является аксиомой, на которой строится вся доктрина. Исходя из этого, определяются символы веры.

Священная книга нусайритской религии начинается словами: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога, кроме него». Нусайриты считают, что сам Мухаммед заявил о божественном Али: «Я из Али, а Али из меня».

По мнению нусайритов, вначале, до сотворения Земли, люди были светящимися огнями и планетами, не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличиях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семьдесят семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов создал чертей и дьяволов, а из козней дьявола—женщину.Поэтому алавиты не учат своих женщин молитвам и они не допущены к тайне их религии.

Важным элементом нусайритской религии является учение о переселении душ. Считается, что после смерти душа переселяется из человеческого тела в тело животного, или растения, или другого человека. И так семь раз. В том числе правоверные, например, переселяются в ослов, а иудеи — в обезьян. Души плохих людей, независимо от вероисповедания, переселяются в тех животных, которых употребляют в пищу.

Алавиты имеют свои трактовки Страшного суда , Последнего дня, Второго пришествия Али и т. д. Они отмечают шиитские праздники, посвященные Али, и христианские — Рождество (25 декабря), Пасху, а также иранский навруз (17 марта).

Я обратил внимание, бывая в гостях у Абу Али или Абу Омара, что они и члены их семей по-своему относятся, например, к соблюдению Рамадана — месяца поста. «Я сам, — говорил Абу Омар, — определяю свое отношение к посту, согласовывая свои действия с Пророком во время молитвы».

Однако даже в алавитском обществе нусайритское религиозное учение не едино, поскольку отдельные его положения трактуются различными племенами по-разному. Шималийюн (северяне), или шамсийюн (поклонники Солнца), считают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света (схожи с шамсийюнами) считают, что Али «произошел из глаза Солнца»; калязиюн — последователи шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи — отождествляют Али с Луной.

Кроме разницы ориентации на Солнце или Луну алавиты также делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»). Это одно из основных различий между алавитскими племенами. К племенам направления «нур» относятся хаятия и калябия, к «зульм» — хаддадия.

Любая алавитская община делится на категорию «особых» («хасса»), включающую приближенных к религиозному учению, и «рядовых» («амма»). Алавитские шейхи имеют три степени: «имам» — высшая, а затем «накыб» и «наджиб». Имам возглавляет группу верующих. Он их господин, глава, ответственный за них, хранитель тайны религии, учитель. Он представитель Али на Земле. Считается, что он знает будущее. Любые массовые мероприятия проводятся под руководством имама. Накыб — представляет в общине Мухаммеда, наджиб — Сальмана. Так «божественная триада» отражается в управлении алавитской общиной.

Посвящение в «особую» категорию обычно происходит в возрасте 18 лет, на что имеют право только мужчины, рожденные от отца и матери алавитов. От посвященного требуется соблюдение целого ряда условий, главное из которых — сохранение тайны религии. Обряд посвящения состоит из нескольких этапов и проходит на собраниях «особых» алавитов под руководством местного имама, в ходе которых дается клятва не разглашать тайну (подкрепляется бокалом вина), читаются суры. Посвященный пятьсот раз повторяет священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман). Вот отсюда и начинается покрытая тайной суть алавитской общины, что, в свою очередь, порождает уйму легенд.

Существует принципиальная разница между «рядовыми» алавитами и «особыми». «Скрытые знания» («особые») — это главные знания о нусайритской доктрине. Принцип деления на «явные» и «скрытые» знания называют «батиния». Этот принцип перекликается с принципом «такия», которого мусульмане придерживаются в общении с «неверными».

Когда на территории Сирии установилась власть Османской империи , нусайриты подверглись жестоким преследованиям. На протяжении нескольких столетий, в частности в XVIII и XIX веках, османские власти предприняли многочисленные широкомасштабные карательные походы в алавитские горы, в ходе которых осуществлялись массовые убийства местного населения.

С конца XIX века османы усилили давление на алавитов с тем, чтобы те изменили веру. Среди причин этого были опасения активизации антитурецкой работы французов среди нусайритской общины. Это давление привело к появлению реформаторского течения среди алавитских шейхов, которые ввели суннитские молитвы. В алавитских районах были построены первые мечети.

После краха Османской империи, несмотря на сотрудничество в предшествовавшие годы, отношения между Францией и алавитами поначалу не сложились. Алавиты под руководством шейха Салеха Али в 1919 году начали восстание против французских властей и против их союзников — исмаилитов. После нескольких лет борьбы, которая шла с переменным успехом, в 1921 году восстание закончилось компромиссом, главным образом вследствие того, что Франция перешла к политике поддержки алавитского сепаратизма. В этих условиях было образовано Алавитское государство в рамках французского мандата, которое существовало с 1922 по 1936 год. Это алавитское образование входило в федеральный союз с Сирией, хотя алавиты в принципе добивались полной самостоятельности. В 1928 году Алавитское государство включало два бывших санджака: Латакийский (области Латакия, Джебле, Баниас, Масьяф, Хаффа) и Тартусский (области Тартус, Сафита, Тель Калях).

Алавитский флаг был белого цвета с желтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население Алавитского государства насчитывало 278 тысяч человек, из них 176 тысяч алавитов, 52 тысячи суннитов, 44,5 тысячи христиан и 4,5 тысячи исмаилитов.

Политика Алавитского государства состояла в том, чтобы сплотить большинство алавитов к поддержке французского мандата, в то время как сунниты и христиане выступали с юнионистских позиций. Однако к середине 30-х годов французы прекратили поддержку сепаратистских течений и в 1936 году приняли решение присоединить Алавитское государство к Сирии. Алавитские шейхи протестовали против этого и направили послание премьер-министру Франции. В нем отмечалось, что алавитский народ, сохранявший свою самостоятельность на протяжении многих лет, отличается своей религией, обычаями и историей от суннитов. Кроме того, предоставление Сирии независимости, хотя оно является положительным явлением, будет означать установление господства суннитских кланов над алавитами. Таким образом, алавиты не могут согласиться с требованиями французов о присоединении к Сирии. Это послание подписали шейхи Сулейман Муршид, Мухаммед Сулейман Ахмед, Мухаммед Бек Джунейд, Сулейман Асад, Азив Ага Хавваш, Махмуд Ага Джедид.

5 декабря 1936 года Алавитское государство все же было присоединено к Сирии в соответствии с постановлением французских властей. Сепаратистское движение среди алавитов продолжалось еще некоторое время, однако, начиная со второй половины 30-х годов, алавитские руководители начали действовать с учетом неизбежности существования алавитской общины в рамках единой Сирии.

В частности, они старались заручиться поддержкой суннитов и, таким образом, гарантировать сохранение своей самобытности в рамках единого государства. Сунниты, со своей стороны, стремились интегрировать алавитские районы. Таким образом интересы суннитов и алавитов совпали в том, чтобы признать последних мусульманами. В 1936 году группа алавитских шейхов выступила с заявлением, в котором было указано, что каждый алавит — это мусульманин, выполняющий пять заповедей ислама. Одновременно имевший большой авторитет муфтий Палестины Амин Хусейни огласил фетву о том, что алавиты — это мусульмане, и все должны сотрудничать с ними на этой основе. Эта фетва имела определенное значение, особенно в связи с тем, что за ней стояли влиятельные суннитские круги Дамаска, которые вели борьбу за объединение Сирии. Вместе с тем большинство суннитских религиозных деятелей, в том числе в Сирии, не присоединились к палестинскому муфтию в этом вопросе.

В то же время алавиты пытались развивать отношения и с шиитскими религиозными центрами. В 60-е годы первые группы студентов были направлены в шиитский центр Неджеф, а несколько ранее в суннитский университет Аль-Азхар. Однако, как и суннитские шейхи, шиитские высшие авторитеты не торопились признавать алавитов мусульманами.

Являясь в большинстве бедными крестьянами и ремесленниками, алавиты не могли соперничать в экономической области с крупными суннитскими землевладельцами и торговцами. В связи с этим они активно проникали в армию, стремясь через этот важнейший государственный институт обрести влияние.

В алавитской среде нашли широкий отклик социалистические идеи, в результате чего многие из них, особенно офицеры, вступили в партию БААС (ПАСВ).

Как-то, направляясь в сторону живописнейшей части Сирии, где далеко в горах находится знаменитый замок Салах эд-Дина, я проезжал деревню Кардаха. Ничем не примечательная, в несколько десятков домов, вся в зелени, она, как оказалось, является родиной Хафеза Асада. В то время там еще жила его мать. Весь дальнейший путь к месту нашей конечной цели — замку я слушал рассказ Абу Али о президенте и его семье.

После отторжения Турцией Александретского санджака Асады лишились расположенных там своих земель, составлявших основное богатство семьи. Ее члены в связи с этим вынуждены были вести сложную борьбу за выживание. Это, вероятно, наложило отпечаток на их жизненные устои, характер и принципы, приучив как, впрочем, и большую часть алавитов в то время к выносливости и взаимной поддержке.

Сам президент и его жена Аниса Махлюф ведут скромный, почти аскетический образ жизни.

Я вспомнил рассказ российского художника О. Комова, который долгое время находился рядом с X. Асадом, работая над его скульптурой, установленной ныне перед входом в главную библиотеку страны. По наблюдениям мастера, X. Асад очень сентиментальная, чувствительная натура. Он не курит, обладает высокой работоспособностью. В свободное время любит слушать классическую музыку. Эрудирован, в манерах строг. В разговорах предпочитает внешне отдавать инициативу собеседнику, внимательно выслушать его точку зрения. При этом он умеет уступить, отвлечь внимание шуткой.

Жена X. Асада, родившаяся в деревне, занята домашними заботами, воспитанием детей, которых в семье пятеро. Старшая дочь Бушара — фармацевт, преподает в университете, сын Басель — выпускник инженерного факультета Дамасского университета, в настоящее время — офицер. Басель высоко эрудированный молодой человек, достаточно ориентирующийся в политической обстановке, известен в арабском мире как мастер высокого класса в конном спорте. Сыновья X. Асада Мадж, Махер и Бишр учатся в школе. В течение многих лет регулярно общаясь с русскими на курсах летчиков в СССР, сирийский президент всегда тепло отзывается о нашей стране и ее людях.

Алавитское сообщество довольно разнородно по своему происхождению. Среди алавитских племен в Сирии есть потомки местных жителей, а также арабских завоевателей, персов, турок, выходцев с Кавказа. Основных групп алавитских племен четыре: Хаятыя, Калябия, Хаддадия и Мутавира.

Хаятия включает древние племена басатира, абадия, даляина, факавира, амамира, бараина, хозраджия и савариха.

Название «Хаятия» идет, как считают, от шейха Али Хаята, который был сподвижником синджарского эмира Хасана Макзуна и помогал ему бороться против курдов и исмаилитов. Исторически хаятия проживали в районе города Триполи, к югу от реки Кебир, и в Аккре (Ливан). Однако их потеснили марониты, и они вынуждены были переселиться к северу от реки Кебир.

Во времена французского мандата приобрел широкую известность их шейх Сулейман Муршид, объявивший себя Богом. В связи с этим с 30-х годов его последователи — муршидиды выделились в отдельную секту. Калябия объединяет племена навасира, джахания, шаляхима, расалина и джарария.

В основном это синджарские племена, пришедшие с эмиром Хасаном Макзуном. Первым местом их обитания был район Масьяфа — Айн Киляб. Отсюда они получили свое название. Затем калябиины расширили область проживания к северу и западу. В настоящее время они составляют большинство жителей городов Джебле, Латакии, Сафиты и Тартуса. Из этих племен вышло большинство нынешних командиров сирийской армии.

В Хаддадию входят племена бану Али, башалва, башутия, атария, шамасия, ракавина. Хаддадия — одно из старейших племенных образований. Название восходит к Мухаммеду Хаддаду, сыну эмира Махмуда Синджари. Мугавира включает племена халябин, нумейлатия, сарабина, саварима, махалиба, дарависа, мухариза, башарига, джавахира, савахилия, антахия, антавия.

Мугавира пришли с эмиром Макзуном. К этому племени принадлежал лидер алавитского восстания против французов (1919-21 гг.) Салех Али.

Президент X. Асад, принадлежа к алавитскому меньшинству, тем не менее стремится решать широкий круг общенациональных задач в интересах большинства населения страны.

Характерной особенностью партийного и государственного строительства САР является принцип пропорционального представительства в них практически всех общин. Так, в Региональном руководстве ПАСВ, состоящем из 21 члена, три алавита, а в составе сирийского кабинета министров их двое.

Алавитское сообщество, связавшее в последние десятилетия свою судьбу с идеями баасизма, борьбой за общенациональные интересы Сирии, прогрессивной внешнеполитической ориентацией, выдвинуло своих видных представителей в высшие эшелоны власти в САР. Это обстоятельство создало условия для внутренней оппозиции, в частности, членов организации «Братья мусульмане», для нападок на алавитов, которых, обвиняют якобы в ереси и попытках «узурпировать» власть.

Однако, как бы ни пытались оценить роль алавитов в истории Сирии различные исследователи, никто не может отрицать важного и серьезного влияния на развитие положительных преобразований в этой стране многих представителей этой небольшой общины, и в первую очередь президента САР X. Асада.

Гражданская война в Сирии ставит перед страной вполне ощутимые перспективы распада на несколько суверенных государств. По крайней мере, такой сценарий развития событий все чаще обсуждают российские и западные политологи. Слишком велика цена, которую каждая из сторон сирийского конфликта уже заплатила за свою «правду». Сунниты и шииты, алавиты и курды, арабы-христиане, ассирийцы, армяне, греки-мелькиты, туркмены - все эти этноконфессиональные общности до недавнего времени не без конфликтов, но все же уживались в рамках единого государства. Война поставила под вопрос саму возможность их дальнейшего совместного существования. Собственно, современная Сирия - это продукт колониальной эпохи, точнее - раздела владений Османской империи на Ближнем Востоке по итогам Первой мировой войны. Входившие до 1918 г. в состав Османской империи, сирийские и месопотамские земли позже были разделены между Великобританией и Францией. Под контроль англичан попали Ирак, Палестина и Трансиордания, а под контроль французов - Сирия и Ливан.

Как создавалась современная Сирия

Земли современной Сирии на протяжении ровно четырех столетий, с 1517 по 1918 гг., находились в составе Османской империи. После поражения Османской империи в Первой мировой войне большая часть ее земель была оккупирована державами Антанты, либо провозгласила независимость. Важную роль в арабской политике в период до и после Первой мировой войны играла Великобритания, которая способствовала активизации антиосманских настроений среди населения Аравийского полуострова. Британцы установили дружественные отношения с династией Саудитов, правившей в Неджде («ядро» будущей Саудовской Аравии) и проповедовавшей салафизм. Однако священные для всех мусульман города Мекка и Медина, расположенные в провинции Хиджаз, находились под контролем шерифов Мекки, которой с 1201 г. управляла арабская династия Хашимитов. Шерифы сохраняли власть над священным городом и после вхождения Хиджаза в состав Османской империи. Во время Первой мировой войны британцам удалось подтолкнуть шерифа Мекки Хусейна ибн Али к антиосманскому выступлению. Ему пообещали официальное признание в качестве короля независимого Хиджаза. В июне 1916 г. Хусейн ибн Али поднял восстание против османского владычества, рассчитывая впоследствии объединить под своей властью всех арабов Аравийского полуострова. Хиджаз выступал на стороне Великобритании, поэтому, когда в 1918 г. британские войска под командованием Эдмунда Генри Алленби вступили на территорию Сирии и 30 сентября заняли Дамаск, вместе с ними прибыли и арабские формирования под командованием Фейсала - сына мекканского шерифа и короля Хиджаза Хусейна ибн Али. Фейсал занимал в Хиджазе пост министра внутренних дел. Король Хиджаза рассчитывал, что с помощью Великобритании ему удастся объединить под своей властью все арабские земли - от Сирии на севере до Йемена на юге. Поэтому его сын Фейсал приступил к формированию арабского правительства в Дамаске. В октябре 1918 г. военным губернатором Сирии был назначен Али Рида Баша ар-Рикаби (1864-1942) - уроженца Дамаска, бывшего турецкого генерала, выступившего против вступления Османской империи в войну на стороне Германии и за это поплатившегося военной карьерой.

Перед вступлением в Дамаск войск Фейсала ар-Рикаби занимал должность мэра города. Однако, британцы не собирались отдавать ближневосточные земли под управление хиджазским Хашимитам. Принцу Фейсалу позволили управлять лишь восточной частью Сирии, поскольку, в соответствии с соглашениями Сайкса - Пико, Палестина была зарезервирована под британское управление, а Ливан и Западная Сирия - под французское управление. Уже 8 октября 1918 г. в Бейруте высадились французские войска, которые заменили в Сирии британские гарнизоны. Французская военная администрация прекратила деятельность арабских органов управления. Таким образом, надежды хиджазской династии на установление своей власти над всем арабским Ближним Востоком не оправдались, хотя Хусейн ибн Али и Фейсал продолжали рассчитывать на возможный реванш. Франция потребовала полного выполнения соглашений Сайкса - Пико, в связи с чем Великобритания вывела войска из Дамаска. Попытки принца Фейсала найти понимание у правящих кругов в Великобритании и Франции не увенчались успехом. Верховным комиссаром Сирии и Киликиии (юго-восточное побережье Турции) был назначен французский генерал Анри Гуро. Однако сирийское население не приветствовало французское присутствие в стране. Тем временем, отец Фейсала Хусейн ибн Али безуспешно вел войну с Недждом, которым управляли Саудиты. На Аравийском полуострове шла борьба за власть, в которой участвовали династия Саудитов, правившая Недждом, династия Хашимитов, правившая Хиджазом и династия Рашидидов, правившая эмиратом Джебель-Шаммар. Пока отец воевал на Аравийском полуострове, его сын Фейсал не оставлял надежды на утверждение монархом Сирии. В марте 1920 г. в Дамаске был собран Сирийский национальный конгресс, провозгласивший политическую независимость Сирии в ее исторических границах, включая оккупированные британцами земли Палестины. На этом же конгрессе Фейсал был провозглашен королем. Али Рида ар-Рикаби 9 мая 1920 г. был назначен премьер-министром Сирии. Правительство ар-Рикаби ввело в Сирии всеобщую воинскую обязанность и приступило к созданию и укреплению собственных вооруженных сил. Естественно, что происходящие события вызвали резко негативную реакцию в Париже, который к этому времени получил мандат на управление Сирией и Ливаном. Кроме того, были недовольны и христиане Ливана, которые опасались дискриминации и погромов в случае вхождения населенных ими земель в состав Сирийского арабского королевства. В Баабде был собран Совет христианских лидеров, который 22 марта 1920 г. провозгласил политическую независимость Ливана. 14 июля 1920 г. верховный комиссар Франции в Сирии генерал Анри Гуро предъявил королю Фейсалу ультиматум, поставив перед последним две возможные альтернативы - отречение от королевского престола в Сирии или сотрудничество с французскими властями и выполнение их указаний. Фейсал, стремившийся сохранить свою власть в Сирии, принял решение о сотрудничестве с французской военной администрацией. Вполне вероятно, что он сохранил бы королевский титул и получил часть прав на управление Сирией, но министр обороны Сирии Юсуф аль-Азма отказался подчиняться французскому командованию. Началась быстрая франко-сирийская война. В битве при Майсалуне сирийская армия потерпела поражение, понеся огромные потери. Погиб и военный министр аль-Азма. Уже 24 июля 1920 г. войска генерала Гойбета вступили в Дамаск.

Сирия под французским мандатом. Раздел страны

Стремясь обезопасить Сирию от дальнейших восстаний, французское руководство приняло решение о создании на территории Сирии нескольких политических образований. Так появились Государство Дамаск, Государство Алеппо, Алавитское государство, Джабаль ад-Друз (Земля друзов), санджак Александретта и Государство Великий Ливан. Это разделение не до конца, но учитывало этноконфессиональные различия, существовавшие испокон веков в Сирии. Дело в том, что в конфессиональном отношении Сирия никогда не была единым государством. Во-первых, здесь исторически проживала одна из самых многочисленных в арабском мире христианских общин. Христианство и сейчас исповедует около 10% сирийского населения, прежде всего - ассирийцы, армяне, греки, арабы-христиане. Наибольшая часть сирийских христиан исторически была сосредоточена в северной части страны, которая в 1920 г. вошла в состав Государства Алеппо. В самом городе Алеппо проживала огромная христианская община, составлявшая треть городского населения и являвшаяся крупнейшей на Ближнем Востоке, помимо общины ливанских христиан. При этом христиане Алеппо не были едины - они включали приверженцев самых разных церквей, среди которых наиболее многочисленными были последователи Армянской и Сирийской православных церквей. Проживала в Алеппо и значительная иудейская община, численность которой до начала массовой эмиграции в Израиль составляла не менее 10 тысяч человек. Но большинство населения Государства Алеппо составляли мусульмане - сунниты, хотя на территории региона были шиитские и алавитские селения. Южная и менее развитая в экономическом отношении часть Сирии вошла в состав Государства Дамаск, центром которого стал собственно город Дамаск. Здесь преобладало арабское суннитское население. На севере Сирии, на сирийско-турецкой границе, в 1921 г. был выделен санджак Александретта, в котором, помимо арабов и армян, проживало многочисленное турецкое население. В 1936 г. вместо санджака Александретта было образовано Государство Хатай, которое в 1939 г. аннексировала Турция.

На юго-востоке Сирии, для обеспечения интересов этноконфессиональной общности друзов, было выделено государство Джабаль ад-Друз. Друзы - очень замкнутая группа населения на территории современных Ливана, Сирии, Иордании и Израиля, говорящая на арабском языке, но имеющая значительные культурные отличия от окружающей массы арабов, вызванные принадлежностью друзов к особой ветви ислама. Еще в Средние века друзы откололись от шиитской секты исмаилитов, сформировав в XI в. собственное учение, в основу которого легли взгляды проповедника Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази, по имени которого и получили свое название. Как и в ряде других ближневосточных религиозных сект, переход друза в другую религию невозможен, как и принятие религии друзов представителями других этнических общностей. Друз должен быть рожден от отца и матери - друзов и исповедовать религию друзов. В Османской империи друзы сохраняли определенную автономию, включавшую в себя практически полную власть друзской знати над основной массой рядовых друзов, право на неограниченное ношение , отсутствие воинской повинности. Вместе с тем, друзы никогда не были до конца лояльны османам, более того - они неоднократно предпринимали антитурецкие выступления. Исторически община друзов имела развитые связи с Великобританией, которая покровительствовала этой этноконфессиональной общности, надеясь обрести в них проводников своего влияния на Ближнем Востоке. В настоящее время в мире проживает не менее полутора миллионов друзов, около 900 тысяч из них до начала войны жили в Сирии. Еще одним государственным образованием, созданным на территории оккупированной французами Сирии, стал Великий Ливан. Само выделение Ливана из состава сирийских земель было продиктовано стремлением Франции защитить интересы маронитской общины - ливанских христиан-маронитов, которые имели давние исторические связи с Парижем. Марониты не хотели жить в составе мусульманского государства и мечтали о создании собственного государственного образования. Собственно, Ливан и создавался изначально как государство арабских христиан. Но по решению французских властей, в состав Великого Ливана были включены и земли, населенные мусульманами - суннитами и шиитами. Великий Ливан просуществовал до 1926 г., когда была принята конституция и создана Ливанская республика, в которой президент должен быть христианином, премьер-министр - мусульманином-суннитом, а спикер парламента - мусульманином-шиитом.

Наконец, именно в годы французского управления Сирией было создано Государство Алавитов, включившее в свой состав относительно небольшую территорию на северо-западе страны, на побережье Средиземного моря. Еще в 1919 г., во время «парада суверенитетов» после распада Османской империи, свою политическую независимость провозгласило Алавитское государство со столицей в порту Латакия. Однако 2 сентября 1920 г. мандат на управление территорией алавитов от Лиги Наций получила Франция. Тем не менее, алавиты продолжали сопротивление и лишь в октябре 1921 г. их лидер Салих аль-Али принял решение о капитуляции, после чего, 1 июля 1922 г., Область алавитов была включена в состав французской подмандатной Сирии.

Алавиты - уникальная общность в Сирии

Алавиты - это последователи алавизма, одного из направлений в шиитском исламе, которое «балансирует» на грани самостоятельной религии, поскольку включает в себя и элементы христианского вероучения. До сих пор в научной среде не прекращаются дискуссии о происхождении алавитов, а их вероучение досконально не изучено, поскольку, как и друзы, алавиты являются очень закрытой общностью, предпочитающей не распространяться о своем учении. Распространены версии о происхождении алавитов Сирии и близких им алевитов Турции от сирийцев, греков и армян, вынужденных принять ислам (точнее - создать видимость принятия ислама) после установления османского господства. Не исключено, что в этногенезе алавитов Сирии могли принимать участие и потомки европейских крестоносцев, создавших здесь в Средние века несколько государств.

Алавитов уходит вглубь веков. Многие оппоненты и критики алавитов считают, что у истоков этого вероучения стоял иракский богослов Мухаммад ибн Нусайр, живший в IX в.н.э. и проповедовавший божественность одиннадцатого шиитского имама Хасана аль-Аскари. Себя Ибн Нусайр называл «Бабом» - «Вратами», посланником Хасана аль-Аскари. Учение алавитов малоизучено, поскольку сами алавиты предпочитают не распространять информацию о своих религиозных взглядах, и сведения об этом религиозном течении приходится получать от представителей других этноконфессиональных общностей, которые могут быть не всегда объективны. Согласно мнению ряда ученых, в основе алавитского учения лежит вера в Али как воплощение Смысла, Мухаммада как воплощение Имени и Сальмана аль-Фарси (первый неараб, принявший ислам) как воплощение «Врат». Алавитами также почитается дочь пророка Мухаммада и супруга Али Фатима. Познание Бога невозможно, но он может явиться в образе человека. История человечества, согласно алавитскому учению, знала семь пророков - Адама, Нуха (Ноя), Якуба (Иакова), Мусу (Моисея), Сулеймана (Соломона), Ису (Иисуса) и Мухаммада. Однако все они были воплощениями Али как воплощения Бога. Для сирийских алавитов характерно почитание Исы - Иисуса, причем наряду с ним почитается также ряд христианских святых. Алавиты празднуют Рождество и Пасху, могут носить христианские имена, причащаются вином. Согласно алавитской мифологии, люди были созданы еще до сотворения Земли и представляли собой огни и планеты, не зная греха и послушания. Али был Солнцем, которое являлось людям в разных обличьях. После того, как Али создал Землю, он воплотил людей в телесной оболочке, создал демонов и шайтанов. Согласно алавитскому учению, человеческие души могут переселяться после смерти в животных. После семикратной инкарнации человеческие души попадают либо в звездную сферу, либо в сферу демонов. Некоторые религиоведы считают, что для алавитов характерно весьма пренебрежительное отношение к женщинам, которых не посвящают в тонкости учения и даже не допускают на богослужения.

Высшие ступени в иерархии алавитов занимают члены семьи пророка Мухаммада, которые, по мнению верующих, обладают сокровенным знанием. Они же разделяют избранных и непосвященных. К избранным - «хасса» - относятся дети отца и матери - алавитов, посвящаемые в 18-летнем возрасте через принесение клятвы и причащение вином. Рядовые алавиты называются «амма» и не несут в себе сокровенных знаний, доступных лишь посвященным. Алавиты, как и другие мусульмане, строят мечети, но практически их не посещают. Внешние аспекты религиозности для алавитов имеют самое минимальное значение. В частности, они совершают намаз не пять, а два раза в день, причем могут и вообще его не совершать. В рамадан алавиты постятся не месяц, а лишь полмесяца. Кроме того, у алавитов не существует запретов на употребление алкогольных напитков, присущих другим мусульманам. Более того, употребление вина носит у алавитов ритуальный характер. Известно, что алавиты отличаются крайней веротерпимостью, а при необходимости могут выдавать себя за приверженцев других религий - вера позволяет им использовать эту тактику (очевидно, что именно благодаря подобному поведению алавиты сохранили свою веру и смогли выжить во враждебном окружении). Однако со стороны мусульман, особенно суннитов, алавиты встречают крайне враждебное отношение. Многие сунниты вообще не признают алавитов за мусульман. Отношения с шиитами, напротив, складываются весьма дружественно, особенно после середины 1970-х гг. В настоящее время именно Иран является основным стратегическим союзником сирийских алавитов.

От «социального дна» к вершинам власти

Известно, что уже в XVI веке алавиты обрели достаточно прочные позиции в ряде районов Леванта, что заставило даже власти Османской империи признать два правящих алавитских рода - шейхов Бени Хамади и эмиров Харфуш. Вместе с тем, Стамбул всячески пытался играть на противоречиях алавитов, друзов и исмаилитов, которые периодически конфликтовали друг с другом. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. алавитский шейх Насиф Нассар выступил на стороне российского флота. Напомним, что русская эскадра адмирала А.Г. Орлова была направлена в Средиземное море для блокирования турецких кораблей в регионе. Это был далеко не единственный пример нелояльности алавитов Османской Турции. Так, во время похода Наполеона Бонапарта в Египет, алавиты опять выступили против турок - на этот раз на стороне французской армии. Однако, после поражения французских войск, турецко-египетские властители обрушили свой гнев на алавитских вождей. Расправы над алавитами привели к уничтожению многих видных алавитских шейхов, а также лишили алавитов большей части контролируемых ими прежде территорий. Под контролем алавитов осталась только горная территория в районе Латакии. С тех пор за пределами Латакии и Тартуса алавиты оставались маргинальным меньшинством, которое занимало низшие этажи социальной иерархии сирийского общества. Их положение было сравнимо с положением езидов в Ираке или Турции. Если в окрестностях Латакии алавиты занимались традиционным сельским хозяйством, то в других районах Сирии им не оставалось иного выхода, как браться за неквалифицированную и тяжелую работу. Чернорабочие, дворники и уборщики, домашняя прислуга во многих городах Сирии набирались из безработных алавитов, мигрировавших в поисках трудоустройства с территорий своего компактного проживания. Поскольку мусульмане-сунниты относились к алавитам с пренебрежением и считали их еретиками, в Османской империи алавиты были обречены на маргинальное социальное положение и, более того, находились под угрозой вероятных погромов. Ситуация стала стремительно меняться именно после окончания Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а сирийские земли оказались под французским управлением. Вмиг представители всех сирийских этноконфессиональных групп населения оказались в равном положении перед французской военной администрацией. При этом арабы-сунниты, составлявшие большинство населения Сирии, сохраняли надежду на обретение независимости от Франции и часто поднимали антифранцузские восстания. Они крайне неохотно шли на колониальную службу, в отличие от алавитов и христиан. Сирийские христиане, и прежде тяготевшие к интеллектуальной и торговой деятельности, составили основу сирийской европеизированной интеллигенции и буржуазии, многие из них затем окончательно перебрались в Европу и Латинскую Америку.

Что касается алавитов, то для них единственным каналом социальной мобильности оставалась военная служба - алавиты были дисциплинированными людьми, но отличались от христиан низким уровнем образования, будучи, преимущественно, крестьянами или ремесленниками. В свою очередь, французская военная администрация видела в алавитах прекрасный кадровый ресурс для пополнения личного состава расквартированных в Сирии и Ливане колониальных войск. Давние обиды на арабов-суннитов способствовали тому, что алавиты с удовольствием поступали на службу в колониальные войска. Так, постепенно, алавиты стали проникать в военную элиту сирийского общества - многие способные солдаты проходили курс обучения в единственном в стране военном училище и получали офицерские звания. Для несения караульной службы в Сирии и подавления периодически вспыхивавших восстаний французами был сформирован Сирийский легион, позже переименованный в Специальные войска Леванта. Личный состав Специальных войск Леванта набирался из представителей национальных и конфессиональных меньшинств - армян, друзов, черкесов и алавитов. При этом черкесов набирали, преимущественно, в кавалерию, а алавиты составили основу колониальной пехоты. К началу Второй мировой войны в состав Специальных войск Леванта, насчитывавших 10-12 тысяч солдат, сержантов и офицеров, входило 10 пехотных батальонов, 4 кавалерийских эскадрона, 3 роты мехаристов (верблюжья кавалерия), вспомогательные и инженерные подразделения. Эти силы размещались на территории Сирии, а в Ливане были размещены 9 ливанских егерских рот и 22 кавалерийских эскадрона, укомплектованных черкесами, курдами и друзами. Из 10 сирийских пехотных батальонов 8 батальонов были укомплектованы алавитами, набранными в селениях в горах Шараа. В целом алавиты составляли до 80% личного состава Специальных войск Леванта.

27 сентября 1941 г. Франция предоставила Сирии независимость, однако французские войска оставались на территории страны до 1946 г. Традиции военной службы сохранились в среде алавитов и после провозглашения политической независимости Сирии. Поскольку офицеры колониальных войск, составившие костяк командного состава армии независимой Сирии, практически все происходили из различных национальных меньшинств страны, политическое развитие Сирии изначально отличалось от соседних арабских государств. Арабы - сунниты практически с первых лет существования сирийской суверенной государственности были вынуждены соперничать за власть с выходцами из этноконфессиональных меньшинств, обладавшими влиянием в сирийской армии. Если арабы-сунниты проявляли активность в консервативных и религиозно-фундаменталистских организациях, то алавиты охотно вступали в ряды светских националистических партий, в том числе и «БААС» - Партии арабского социалистического возрождения, созданной в 1947 г. православным христианином Мишелем Афляком, арабом-суннитом Салах ад-Дином аль-Битаром и алавитом Заки аль-Арсузи. В Сирии в рядах партии БААС, как и на военной службе, преобладали алавиты. Следует отметить, что большинство алавитов, занявших в партии и армии руководящие посты, принадлежало к группе «амма», то есть - «непосвященных алавитов», и поэтому скорее представляли алавитов не как религиозное течение, а как социальную группу некогда обездоленных и угнетенных жителей Сирии, сумевших вырваться из маргинального положения и превратиться в подлинных правителей независимой Сирии.
Послевоенную Сирию до 1970 г. сотрясали периодические перевороты и смещения одних правителей другими.

13 ноября 1970 г., 45 лет назад, в Сирии произошел очередной военный переворот, которому, как оказалось, было суждено изменить политическое лицо сирийского государства. Во главе страны встал сорокалетний Хафез Асад. Он родился 6 марта 1930 г. в селении Кардаха, в окрестностях Латакии, в алавитской семье и был восьмым ребенком в семье простого крестьянина Сулеймана аль-Асада. Когда Сирия получила независимость, Хафезу было 16 лет. Вскоре он поступил на летный факультет одного из военных училищ Сирии, а затем - в Национальную военно-воздушную академию. Молодой офицер примкнул к партии БААС и вскоре смог занять в ней значительные позиции. Кстати, в бытность капитаном ВВС он проходил стажировку в СССР - на территории Киргизии. Постепенно Асаду удалось фактически поставить под свой контроль «армейское» крыло партии БААС. За собой в партию он привел большое количество алавитов, повысив свой авторитет в алавитской среде за счет женитьбы на представительнице знатнейшего алавитского рода Анисе Махлюф. В 1963 г. Хафезу Асаду было присвоено звание бригадного генерала авиации, после чего он стал командующим ВВС и ПВО Сирии. В 1966 г. тридцатишестилетний генерал был назначен министром обороны Сирии. Придя к власти, Хафез Асад предпринял значительные усилия для легитимизации алавитов в мусульманском мире. Благодаря позиции Асада и его влиянию на ливанских шиитов, лидер последних имам Муса ас-Садр еще в 1973 г. издал фетву, признающую алавитов одним из течений в шиизме. После Исламской революции в Иране одним из наиболее надежных союзников Сирии, наряду с Москвой, стал Тегеран. Многие десятилетия блок «Тегеран - Дамаск» противостоял на Ближнем Востоке влиянию «нефтяных» монархий Персидского залива, ориентированных на поддержку арабов - суннитов. Естественно, что в самой Сирии нахождение у власти алавитского меньшинства всегда вызывало недовольство со стороны других этнических групп, в особенности - арабов-суннитов, которые составляют не менее 70-75% сирийского населения, но никогда, с момента прихода партии БААС и, особенно, клана Асадов, к власти в стране, не обладавших реальными политическими возможностями. Несмотря на то, что Хафез Асад, пытаясь обезопасить свои позиции, всячески подчеркивал равенство представителей всех конфессий и даже министром обороны Сирии был назначен генерал Мустафа Тлас - мусульманин-суннит, в действительности наиболее боеспособные армейские подразделения, а также спецслужбы комплектовались преимущественно алавитами. Поэтому даже назначения суннитов на высшие посты в армии и правительстве не удовлетворяли арабо-суннитское большинство сирийского населения.

Гражданская война в Сирии и перспективы алавитов

Недовольство почти полувековым правлением алавитов выплеснулось в 2011 г., когда в общем контексте «Арабской весны», инспирированной монархиями Персидского залива и Западом, в Сирии начались протесты против правления президента Башара Асада. Основную массу протестующих составляли как раз арабы-сунниты, организации которых получают большую финансовую, организационную и военную помощь от Саудовской Аравии и Катара. США и Западная Европа сразу же встали на сторону антиасадовской оппозиции, пытаясь выставить Башара Асада кровавым диктатором, подавляющим демократические свободы. Несмотря на всю абсурдность попыток американских и европейских СМИ выдать религиозных экстремистов, орудующих в Сирии, за «демократов» и «борцов с кровавым режимом», даже сейчас, после того, как в Сирии уже несколько лет идет кровопролитная гражданская война, западная либеральная общественность не меняет своей позиции. При этом западные политики, ученые и журналисты старательно обходят вопрос о том, что ждет Сирию и, в особенности, этноконфессиональные меньшинства страны в случае победы суннитской оппозиции, особенно сил запрещенного в России «Исламского государства». Между тем, очевидно, что над христианским и алавитским населением Сирии нависла смертельная угроза. Можно сказать, что в боях, которые ведут правительственные войска Башара Асада с экстремистами, решается вопрос о судьбах христианства и несуннитского ислама в этой стране. Ведь ИГ и подобные организации поставили своей целью полное очищение территории страны от всех инаковерующих и инакомыслящих. Среди радикалов распространены лозунги «Христиан - в Ливан» и «Алавитов - в могилу». То есть, для алавитов приготовлена еще более страшная участь, чем для христианского населения.

Башар Асад, сын Хафеза Асада и действующий легитимный президент Сирии

Алавиты это прекрасно понимают, поэтому в подавляющем большинстве и поддерживают правительство Башара Асада. Именно алавиты составляют основу наиболее боеспособных частей сирийской армии, сражающихся против боевиков ИГ и других радикальных организаций. На стороне Сирии сражаются и бойцы Корпуса стражей исламской революции из Ирана, ливанской «Хезболлах», йеменские и иракские шииты, а также бойцы левых организаций палестинского сопротивления, контролируемых Дамаском. На стороне Асада в настоящее время выступает большинство алавитов, исмаилиты, друзы, христиане, большинство шиитов Сирии и даже часть сирийских арабов-суннитов. То есть, фактически Асад рассматривается в качестве единственной надежды для практически всех этноконфессиональных меньшинств Сирии. Активная роль Турции в поддержке «сирийской оппозиции» арабов-суннитов обеспечила Асаду поддержку исмаилитов, друзов и христиан, у которых колоссальные исторические обиды на Турцию еще со времен Османской империи. Против Асада настроено большинство сирийских суннитов, а это очень многочисленная и серьезная сила. Другое дело, что сунниты Сирии раздроблены на множество организаций, которые финансируются и поддерживаются различными зарубежными «спонсорами» и часто враждуют между собой.

Однако даже после того, как к уничтожению ИГ в Сирии подключилась российская военная авиация, говорить о том, что Асаду удастся полностью подавить очаги сопротивления, преждевременно. Поэтому в перспективе не исключен сценарий и раздела современной Сирии по образцу соседнего Ирака - на практически независимые государственные образования, сформированные по этноконфессиональному принципу. С другой стороны, с такой моделью никогда не согласятся ни ИГ и другие радикальные группировки, ни США и Запад. Хотя многие аналитики говорят о том, что выходом из ситуации может стать создание независимого алавитского государства - «Алавистана» - на территории традиционного проживания алавитов, то есть - на сирийском побережье Средиземного моря, с центром в Латакии. Выделение из современной Сирии Алавистана, Курдистана, возможно - друзских и шиитских территорий, может стать закономерным итогом кровопролитной гражданской войны. Однако США вряд ли согласятся на создание подконтрольного Асаду государства алавитов, которое будет обладать выходом к морю и сохранит дружественные отношения с Россией и Ираном. Достаточно емко по этому поводу высказался американский политолог Бенджамин Дженсен. По мнению Дженсена, создание независимого государства алавитов приведет к катастрофичным последствиям на Ближнем Востоке. Но что же американский ученый считает катастрофой? Дженсен подчеркивает, что на побережье Сирии возникнет «сильно вооруженный неконтролируемый режим, который будет действовать по указке Ирана и гарантировать России глубоководную средиземноморскую морскую базу в Тартусе». То есть, американский исследователь открыто признается в том, что США, поддерживая антиасадовскую оппозицию, руководствуется не мифическими соображениями «защиты демократии», а вполне конкретными целями по недопущению усиления позиций России и Ирана в регионе. И именно исходя из этой позиции даже маленькое алавитское государство на землях исконного проживания алавитов США не выгодно - пусть лучше ИГ, но не алавиты, дружащие с Россией и Ираном. Вот такой подход. Еще один весьма сомнительный аргумент, приводимый американским политологом - вероятность превращения «Алавистана» в криминализованное государство и «рай для террористов». То, что настоящий «рай для террористов» создан именно на землях, контролируемых антиасадовской оппозицией, американский исследователь предпочитает умалчивать. Наконец, создание алавитского государства, по мнению Дженсена, может стать «дурным примером» для других стран и народов Ближнего Востока, в первую очередь - для курдов Сирии, Ирака и Турции, а также для турецких алевитов, в конфессиональном отношении очень близких к сирийским алавитам. Почему-то американский автор считает, что алавиты не имеют права на создание собственного государства даже в той ситуации, которая угрожает их физическому выживанию. Что делать алавитам во враждебном окружении, готовом их физически уничтожить, американец, претендующий на статус политолога и аналитика, не говорит. Фактически, позиция США и ряда их союзников означает поддержку реального геноцида, осуществляемого радикальными фундаменталистами, именуемыми на Западе «сирийской оппозицией», в отношении христианского, алавитского и шиитского населения Сирии. США и союзники являются непосредственными зачинщиками, спонсорами и защитниками той вакханалии насилия, которую мы наблюдаем сегодня на Ближнем Востоке.

В случае появления на части территории Сирии государства алавитов, оно может развиваться по аналогии Израиля - опираясь на поддержку других, более сильных стран (в данном случае - России и Ирана) и выступая в качестве форпоста борьбы против религиозного экстремизма на Ближнем Востоке. Причем, скорее всего, государство алавитов включит в свой состав также исмаилитов, отчасти друзов и всех сирийских христиан - от армяно-католиков и греко-католиков до православных арабов и ассирийцев. Однако вариант создания независимого государства алавитов - это крайний вариант, позволяющий Асаду сохранить власть над частью Сирии и обезопасить этноконфессиональные меньшинства от угрозы уничтожения, но отдающий большую часть страны, населенную арабами-суннитами, на откуп радикальным организациям. Естественно, что последние в этой ситуации не прекратят вооруженную борьбу, поэтому государству алавитов придется фактически постоянно вести боевые действия, параллельно с формированием собственной экономики, что является очень сложной задачей. С другой стороны, многие эксперты сомневаются не только в целесообразности, но и в возможности создания алавитского государства, ссылаясь на большое этническое смешение населения Сирии, в том числе и в традиционно считавшихся алавитскими районах страны. Наконец, следует отметить, что США и Евросоюз, а также «нефтяные» монархии Персидского залива не откажутся от применения любых методов для дальнейшего наступления на российские позиции на Ближнем Востоке, поэтому не исключено, что и в случае создания государства алавитов, провокации против него будут продолжаться.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Одним из наиболее мистических течений в ислам ском мире считается алавизм, последователи которого именуются алавитами (произошло от «Али Алла» , то есть «обожествляющие Али» ) или нусайритами.

Основателем этого движения был шиитский богослов Абу Шуайб Мохаммад ибн Нусайр. Он был советником двух праведных шиитских имамов - Али ибн Мухаммада аль-Хади и его сына, Хасана аль-Аскари. При жизни последнего ибн Нусайр проповедовал божественное происхождение шиитских праведных имамов, а себя объявил пророком и даже именовал себя «вратами» учения имама.

Алавизм, несмотря на то, что считается исламским течением, также включает в себя некоторые элементы христианства (например, троицу) и древних верований (культы отдельных предметов). По этой причине большинство современных богословов не признают алавитов мусульманами и считают их заблудшей сектой. Тем не менее, некоторые шиитские богословы, в основном , признают алавитов крайним шиитским течением.

Основы вероучения

Главным источником вероучения алавитов считается книга «Китабуль-Маджму» («Книга свидетельств»), состоящая из 16 разделов и подражающая Священному Корану. В основе учения алавитов - представление о троице, наподобие с христианством, в которую входят: Али ибн Абу Талиб (р.а.), который считается божеством, Мухаммад (с.г.в.) как отражение божества и Салман аль-Фариси как врата Бога через его отражение.

Исходя из представлений алавитов, Али ибн Абу Талиб (р.а.), который у суннитов признаётся как праведный халиф, а у шиитов - как праведный имам, у нусайритов предстает как сам Господь Бог. Он считается создателем всего сущего и основным объектом поклонения. В ответ на вопрос о том, кто есть Аллах, «Китабуль-Маджму» отвечает так: «Это Али ибн Абу Талиб, Бог». Кроме того, (свидетельство) у алавитов звучит следующим образом: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Али».

Бог, по мнению алавитов, не поддаётся познанию, за исключением случаев, когда он является на землю в облике людей. Согласно их вероучению, Бог являлся 7 раз в образе пророков: Адама, Нуха (Ноя), Якуба (Иакова), Мусы (Моисея), Сулеймана (Соломона), Исы (Иисуса) и Мухаммада (мир им всем). Все эти пророки считаются воплощениями Али, который их создал.

Помимо поклонения Али ибн Абу Талибу (р.а.), у алавитов практикуются обряды почитания солнца и луны, и некоторые из них утверждают, что Али ранее существовал в образе этих небесных светил.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) в данном течении предстаёт как воплощение Али на земле. Именно последний, как утверждают алавиты, создал всех пророков, и в их иерархии, в отличие от остальных мусульманских течений, Али стоит выше, чем Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.). Наряду с Пророком Мухаммадом (с.г.в.), алавиты высоко почитают и (а.с.), а также его апостолов, и празднуют его день рождения (рождество).

Третье звено в алавитской троице - Салман аль-Фариси, этнический перс, который принял ислам и стал сподвижником Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Все элементы троицы нераздельны, и отвержение одного из них ведёт к отвержению всех.

Особое положение в алавизме занимает дочь Пророка Мухаммада (с.г.в.) и супруга Али - (мир им), которая в троицу не входит, но также считается божественным существом, созданным из света. Культ Фатимы (р.а.) в алавизме весьма схож с почитанием Девы Марии в христианстве.

Со времён джахилии алавиты переняли учение о переселении душ. Они верят, что душа человека после смерти тела может вселиться не только в людей, но и в животных. Одна душа может сменить тело 7 раз, после чего душа алавита попадает в мир звёзд (аналог Рая), а неправоверного (то есть не алавита) - в мир демонов.

Согласно алавизму, душа присутствует только в теле мужчины, женщины лишены её, и поэтому они не допускаются до совершения молитв. При этом именно женщины считаются у нусайритов основным источником всех бед, а некоторые алавиты даже считают, что женщины хуже, чем .

Парадоксально, но алавиты почитают Абдуррахмана ибн Мульджама - убийцу Али ибн Абу Талиба (р.а.). Объясняется это тем, что тот действовал по воле Али и исполнял его божественные помыслы. Именно в те дни Али пожелал удалиться от людей, а Абдуррахман поспособствовал этому.

Религиозная практика алавитов

В обрядах поклонения у нусайритов существует множество отличий от традиционного ислама. Во-первых, пост в их понимании представляет собой исключительно воздержание от интимной близости. Однако некоторые алавиты всё же соблюдают уразу так же, как и все мусульмане, но делают это на протяжении двух недель. Кроме того, нусайриты считают выплату закята не обязательной, а добровольной. Согласно алавизму, почитание Салмана аль-Фариси - действие, которое заменяет выплату , и этого вполне достаточно для верующих. Также у них дозволено употребление спиртных напитков. Последнее связано с обрядом причащения вином, который алавиты позаимствовали у христиан. Они отрицают, что Кааба - это дом Аллаха, так как считают, что дом Али расположен на Солнце.

Согласно алавизму, все люди делятся на избранное меньшинство и необразованную массу. Избранные обладают сокровенным знанием, и только они вправе руководить алавитскими общинами. Высшее звено в иерархии - это имам, который считается исполнителем воли Али на земле и обладает сокрытыми от всех остальных людей знаниями о будущем. Избранным может быть только тот, у кого оба родителя - алавиты. Посвящение в эту касту происходит с наступлением совершеннолетия, в присутствии имама, который сообщает ему тайные знания. Он же в ответ причащается вином и произносит сокращение «АМАС», которое расшифровывается в виде имён представителей троицы.

Алавиты в наши дни

Нусайриты сегодня компактно проживают на территории современной Сирии, а также в некоторых районах Турции и Ливана. В мире их насчитывается около 2,5 миллиона человек. Несмотря на то, что в Сирии алавиты составляют лишь 10% от общего числа населения, в арабской республике они занимают весьма привилегированное положение. Это связано с тем, что президент страны Башар Асад исповедует алавизм. Во времена правления его отца, Хафеза Асада, в Сирии был инициирован процесс сближения с шиитами джафаритского толка. Такая политика была обусловлена союзническими отношениями между Сирией и соседним шиитским Ираном. Башар Асад продолжил линию отца, и поэтому сегодня алавитские общины Сирии идут на некоторые уступки в деле соблюдения некоторых мусульманских обрядов. В частности, в алавитских селениях Сирии начали массово строиться мечети, а сами нусайриты стали поститься в Рамазан и совершать коллективные намазы.

Михаил Агаджанян

Одной из разделенных государственными границами этнорелигиозных общностей в мире являются алавиты.

Алавиты (алауиты), также известные как нусайриты , считаются приверженцами религиозного ответвления в исламе, стоящими, по мнению некоторых специалистов, на границе между крайними направлениями шиизма и особой религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы Ат-Тамими) считают, что они откололись от шиизма и ушли так далеко, что во многом потеряли связи с исламом вообще, превратившись в особую конфессиональную группу из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований (зороастризма, манихейства, гностицизма, астральных культов).

Наиболее распространенной версией считается (при этом в европейском востоковедении существует стойкое мнение, что данная традиция идет от оппонентов и врагов алавитов), что течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром (ум. около 883г., отсюда - нусайриты). Последний, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же считал его пророком и посланником. В то же время почти всеми исследователями, занимавшимися вопросом происхождения алавитов, признается, что достоверной информацией об алавитах современная наука не располагает. Сами алавиты религиозного прозелитизма не ведут и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно.

Известны следующие основные догматы данного синкретического религиозного учения. Алавиты признают существование троицы: «мана» (смысл), «исм» (имя) и «баб» (врата), которые воплотились в Али, Мухаммеде и одном из сподвижников последнего - Сальмане аль-Фариси (считается первым неарабом /был персом/, принявшим ислам). Обожествленного Али алавиты признают главной фигурой троицы.

Как и большинство крайних сект шиитов, алавиты признают переселение душ («танасух»). Они отвергают обрядовые и моральные запреты ислама ; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Алавиты имеют свою религиозную литературу; их главная священная книга «Китаб аль-Маджму» содержит 16 сур и является подражанием Корану. Алавиты делятся в социальном плане на «посвященных» («хасса»), к которым принадлежит духовенство, и рядовых верующих («амма»). Женщины не допускаются на богослужение и не могут входить в число «посвященных» .

Алавитам присуща маргинальность в лоне ислама и значительная доля синкретичности не только в религиозной догматике их вероучения, но и в вопросе их этнорелигиозного происхождения и генезиса.

Некоторые мусульмане ненавидели алавитов и до сих пор относятся к ним с определенным предубеждением, аргументируя свое отношение тем, что их учение является извращением истинной веры. По мнению мусульманских оппонентов алавитов, сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и гораздо охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдско-алавитским племенем «заза» (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза» (кстати, «курды-заза», так легко сближавшиеся с армянами, почитавшие их святыни, ходившие к их священникам и т. д., в то же время считали всякое общение с мусульманином величайшим осквернением). Этим объясняется неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан . Существует концепция, согласно которой алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства .

В настоящее время общая численность алавитов - более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам - от 11 до 15% населения страны), прежде всего в районе Латакии-Тартуса. В Сирии алавиты компактно расселены также в районах Хамы и Хомса. В Турции алавиты проживают главным образом в так называемой сирийской части Турции (в районе Александретты); несколько десятков тысяч алавитов расселены в турецких провинциях Хатай, Адана и Ичель (г. Мерсин). Есть несколько тысяч алавитов и в Ливане . Около 2000 алавитов расселены на оккупированных Израилем Голанских высотах.

Разделенность алавитов выражается в их преобладающем расселении на территории двух соседних государств - Сирии и Турции. Если в отношении первой присутствие алавитов характеризуется в прогрессивном ключе и обладает всеми потенциальными свойствами укрепления своих позиций в общественно-политической жизни сирийской государственности, то в отношении алавитов Турции эксперты в основном оперируют понятиями этнорелигиозной дискриминации . Достаточно отметить, что в Турции алавиты до сих пор не признаются со стороны центральных властей в качестве защищаемого меньшинства, и в целом само понятие «меньшинство» в Турции трактуется весьма своеобразно. По Лозаннскому договору 1923 года меньшинствами Турции официально признавались лишь религиозные меньшинства .

В Сирии французы в августе 1920г. создали «автономную территорию алавитов» со столицей в Латакии, которая 12 июня 1922г. была объявлена «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с желтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. были алавитами. «Государство алавитов» было присоединено к Сирии французами 5 декабря 1936г., вопреки протестам алавитских шейхов. Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936г.) , а во-вторых - упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось в 1971г., когда алавит Хафез Асад стал президентом Сирии. Это вызвало негодование многих правоверных, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В ответ на это в 1973г. в Сирии было осуществлено официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма). В настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-имамитами (или шиитами-двунадесятниками), составляющими подавляющее большинство шиитов в мире (они образуют около ¾ всех шиитов). Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается его сыном Башаром Асадом. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты побуждаются к соблюдению поста рамадан и других мусульманских обрядов.

Будучи маргинальным и дискриминируемым этнорелигиозным сообществом в Турции, алавиты в Сирии преодолели комплекс лишенности собственной государственности, которая имела шансы на укрепление в 1920-30гг. Однако их недостаточное численное присутствие в стране, где они формируют политическую элиту, может сказаться в дальнейшем на перспективах сохранения за алавитами политического руля сирийского государства. Эксперты считают, что Сирия еще до конца не преодолела «имидж страны с навязанной волей меньшинства большинству» .

В Сирии алавиты традиционно представлены сельским населением, хотя в последние десятилетия наметилось достаточно сильное стремление к их миграции в города. До последнего времени алавитские районы считались наиболее бедными и неразвитыми в Сирии в силу их географической изолированности, обусловленной горным рельефом местности в зонах их проживания. Сирийские алавиты продолжают сохранять родоплеменные связи, хотя их роль в последние десятилетия несколько ослабла. Как правило, выделяют 4 конфедерации алавитских племен (по степени убывания их численности): калябия, хаятыя, хаддадия и мутавира. В силу различных причин внутри алавитской общины прослеживаются противоречия между шейхами религиозными, являющимися вершиной социальной структуры алавитской мусульманской общины, и племенными, между знатными фамилиями и крестьянами. Еще в колониальную эпоху отдельные представители алавитов благодаря индивидуальным усилиям пытались сделать карьеру на государственной или военной службе. Однако этот процесс резко активизировался после получения Сирией независимости в апреле 1946 года. Именно в этот период наметилась устойчивая тенденция к вступлению части алавитской молодежи в политические партии и организации. При этом, достигая определенного уровня, алавиты стремились усилить свое влияние в этих структурах за счет окружения себя своими соплеменниками, то есть, опираясь на внутриобщинную (или родоплеменную) солидарность .

Таким образом, опыт эффективной адаптации алавитов к сирийской государственной традиции сочетается с исторической маргинальностью их политического участия в жизни другого государства с их значительным численным присутствием (Турция). Алавиты - это одно из немногих этноконфессиональных сообществ мира, в характеризующих параметрах которого могли бы сочетаться: 1) недостоверность этнорелигиозного происхождения; 2) маргинальность на территории одного из очагов своего исторического расселения; 3) адаптация и эффективная интеграция в другом очаге своего традиционного присутствия.

Приложение

Государство алавитов

В 1922г. после крупных волнений, охвативших всю страну, Франции пришлось провозгласить образование «Федерации автономных государств в Сирии» в составе трех государств: Дамаска, Халеба и алавитского образования. Однако федерация не была идентична единству Сирии. Во главе федерации стоял избираемый на год президент и федеральный совет. При президенте были образованы три федеральные дирекции: финансов, общественных работ и гражданских дел.

Это изобретение французской администрации оказалось недолговечным. Уже 5 декабря 1924г. федерация была ликвидирована, а Сирия объявлена единым государством, в которое вошли Дамаск, Халеб и Государство алавитов. Последнее просуществовало в рамках французского мандата с 1922г. по 1936г., хотя алавиты добивались полной самостоятельности. Алавитское государство включало два бывших санджака - Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176 тыс. алавитов на территории этого государственного образования проживало 52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930г. Алавитское государство имело и свою конституцию. Но, несмотря на обладание собственной государственностью, алавиты оставались экономически и социально ниже суннитов, и эти закрепленные традицией отношения нельзя было изменить простыми административными мерами.

Объективно перенаселенный алавитский район с бедной каменистой почвой и низким уровнем развития производительных сил оставался одним из наиболее отсталых в Сирии. Эта отсталость была зафиксирована и в социальных показателях. В годы французского мандата около 61% всех алавитов страдали трахомой, что выделялось даже на общем невысоком, с медицинской точки зрения, фоне. Эпидемии, нехватка витаминов, постоянное недоедание явились причиной высокой детской смертности. Образовательный уровень алавитов также был весьма низким. Из общего числа студентов, посещавших в 1936г. государственные школы в Латакии, только 27% были алавитами, хотя алавиты составляли более 60% населения провинции.

Неравноправное положение алавитов особенно ярко проявлялось в сфере юридического обеспечения функционирования их общины. Везде на территории Сирии действовали суннитские законы и суннитские суды. Для придания определенного статуса алавитскому сообществу необходимо было, чтобы у него существовала собственная официальная судебная система, суды и судьи.

В 1936г. французы приняли решение присоединить Алавитское государство к Сирии. Алавитские шейхи выступили против этого и направили протест премьер-министру Франции. В нем отмечалось, что алавитский народ, сохранявший свою самостоятельность на протяжении многих лет, отличается своей религией, обычаями и укладом жизни от суннитов. Кроме того, предоставление Сирии независимости, хотя и является положительным моментом, будет означать установление господства суннитских кланов над алавитскими. В связи с этим алавиты не могут согласиться на требование французов о присоединении к Сирии. Это послание подписали видные алавитские шейхи - Сулейман Муршид, Мухаммед Сулейман Ахмед, и др.

Тем не менее, 5 декабря 1936г. Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом №274 французских властей. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946г. Но такой урезанный суверенитет не устроил алавитов, и поэтому движение за независимость среди них продолжалось. Однако, алавитские руководители начали действовать, исходя из новых условий, то есть принимая во внимание неизбежность существования алавитской общины в рамках единой Сирии, а в дальнейшем и в ожидании ликвидации французского мандата.

Примерно со второй половины 1930-х годов по инициативе алавитских шейхов начинается новая реформация нусайризма, которая, как и у части других сектантских движений, преследовала цель приспособить свое вероучение к новым условиям и сохранить самобытность общины.

В июле 1936г. алавитские священнослужители обнародовали воззвание, в котором подчеркивалось следующее: «в опровержение имеющих место рассуждений о том, что алавиты - не мусульмане, мы, обменявшись мнениями и рассмотрев основополагающие исторические и теологические труды, заявляем: 1) всякий алавит является мусульманином, а алавиты - мусульмане веруют в Аллаха, Мухаммеда и признают пять заповедей ислама; 2) тот, кто признает ислам, но отвергает Благородный Коран в качестве его священной книги, а Мухаммеда, как его пророка, с точки зрения шариата не является алавитом».

Для того, чтобы обеспечить познание догматов веры и обучение теологическим дисциплинам в нормальной обстановке, способствующей обретению знаний, по предложению шейха Хабиба было учреждено местное общество «Джафари», где велось преподавание разных предметов, включая шиитскую юриспруденцию по канонам имамизма. В нем алавитские шейхи могли получать соответствующее шиитское образование. Общество обосновалось в Латакии и имело отделения в Тартусе, Джабле и Баниясе. Общество «Джафари» в 1952г. было признано властями Сирии.

Акт признания нусайризма течением шиизма в июле 1973г. носил скорее политически, а не теологический оттенок. Как считают наиболее ортодоксальные суннитские и шиитские авторитеты, сирийские алавиты не стали в результате этого правоверными шиитами, тем более, что остается неизвестной сущность алавитских доктрин и степень изменений, которым они подверглись, если подобное вообще имело место.

Однако политические события, имевшие место в 1970-е годы на Ближнем Востоке, не могли не оказать влияние на алавитское религиозное сообщество. Иранская революция способствовала проведению религиозной реформы внутри алавитской общины. В августе 1980г. президент Сирии Х.Асад встретился с алавитскими общинными лидерами и религиозными шейхами в Кардахе, где призвал религиозных шейхов провести модернизацию и реформы, а также укрепить связи с основными центрами шиизма .

Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Пост рамадана они сохранили, но он длится у них только полмесяца (а не месяц). Ритуальные омовения отсутствуют, намаз только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.

Народы и религии мира: Энциклопедия (гл. ред. В.А. Тишков), М., 2000, сс. 781-782.

Дерсим - горная местность, расположенная в западной части северного (турецкой части) Курдистана, между двумя верхними рукавами Евфрата. Здесь (ныне турецкая провинция Тунджели) живут курды - носители диалекта «заза». В этом районе в 1920-1921гг. началось антитурецкое выступление курдов, ставшей известной в истории как движение Кочкири-Дерсим. Позже, в 1936-1938гг., в Дерсиме началось восстание под руководством шейха Сеит Ризы - признанного вождя Дерсима. До 1936г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвало восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Восстание было подавлено только в 1938г.

Алавиты, http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Алавиты.

Примечательно, что среди «пропагандистов» данной теории, в частности в интернете, много авторов и источников еврейского происхождения. Трафаретным «интернет-образом» данной теории является, например, следующий интернет-ресурс: «Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375г. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. ...те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне - это два различных народа. И языки у них разные. Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется - сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живет в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Евреи и финикийцы - это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык - это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи - это евреи, а финикийцы - это совсем другой народ» (М.Маковецкий, Бывшие армяне, http://www.proza.ru/texts/2006/11/29-202.html).

По соглашению Таиф 1989г. за общиной алавитов на правах официально признаваемой этноконфессиональной общности Ливана зарезервировано два места в парламенте страны.

См., например, Dilek Kurban, Confronting Equality: The Need for Constitutional Protection of Minorities on Turkey’s Path to the European Union, 2003, http://www.rightsagenda.org/dosyalar/dokuman/dilekkurban-columbiaarticle.doc.
Одна из последних экспертных оценок в отношении положения алавитов в Турции отмечает, что представители шиитского меньшинства алавитов в стране рассматриваются со стороны «особо рьяных последователей правящей Партии справедливости и развития в качестве настоящих вероотступников» (Rajan Menon, S. Enders Wimbush, Is The United States Losing Turkey? (Hudson Institute, Working Paper, 25 March 2007), p.9, http://www.hudson.org/files/pdf_upload/Turkey%20PDF.pdf).

В Лозаннском договоре говорится не о национальных, а о религиозных меньшинствах. До сих пор Турция старается идентифицировать меньшинства на своей территории не по этнокультурному, а по религиозному критерию. Более того, в тексте Лозаннского договора нет прямого упоминания об исключительно армянском, еврейском и греческом религиозных меньшинствах. Именно дальнейшая практика применения Турцией соответствующих статей Лозаннского договора неправомерно ограничила круг меньшинств указанными тремя этнорелигиозными общностями.

См. подробнее в Приложение.

В Иране учение имамитов является государственным вероисповеданием.

В.Ф.Щенников, Место Сирии в арабском мире после падения режима Саддама Хусейна // Сборник «Ближний Восток и современность», Выпуск 20, М., ИИИиБВ, 2003, http://www.iimes.ru/rus/public.html.

К.И.Поляков, А.Ж.Хасянов, Проблема стабильности в Сирии в XXI веке, Ближний Восток и современность, Сборник статей (Выпуск 9), М., 2000, с. 210.
В Сирии алавиты почти полностью контролируют правительство, верхушку армии, занимают ключевые посты в экономическом секторе. 90% высшего командного состава армии и спецслужб традиционно представляло алавитское меньшинство. Такое положение сложилось на этапе становления и укрепления сирийского государства, еще в первые годы правления Хафеза Асада. Таковым оно оставалось на протяжении всех последующих лет. Не удивительно, что алавиты составили «теневой клуб избранных» («Высший алавитский совет»), принимавший решения по всем принципиальным и социально-экономическим вопросам. Алавиты взяли под свой жесткий контроль не только силовые ведомства, но и государственные структуры, экономические учреждения, часть крупного бизнеса.

Новое на сайте

>

Самое популярное